103btrz.ru Бронеавтомобили Бронеавтомобиль Steyr «Pandur»

Бронеавтомобиль Steyr «Pandur»

Бронетранспортер Steyr-Daimler-Puch «Pandur»

Разработка бронеавтомобиля «Pandur» специалистами фирмы Steyr-Daimler-Puch Spezialfahrzeig A. G. началась в 1979 г. в инициативном порядке, но в соответствии с техническим заданием вооруженных сил Австрии к бронированной колесной машине. Это была вторая попытка австрийцев разработать БРМ собственной конструкции. В 1977-1978 гг. фирмой Эстеррайхише Аутомобильфабрик была создана БРМ OAF с колесной формулой 6х6, внешне похожая на бельгийско-германский бронеавтомобиль SIBMAS. БРМ OAF по результатам испытаний была признана неудачной.

Конструкторы фирмы Steyr не стали сковывать себя рамками требований австрийских военных и с самого начала разрабатывали не узкоспециализированную БРМ, а многофункциональную боевую машину. Необходимо было сделать бронемашину, имеющую при достаточно большом внутреннем объеме корпуса минимальную массу и низкий силуэт.

От начала работ по созданию машины до принятия ее на вооружение прошел очень долгий срок почти 15 лет, но результат оправдал надежды создателей бронеавтомобиля. В настоящее время «Pandur» является одной из лучших западных бронированных колесных машин, на равных конкурируя с таким известным бронеавтомобилем, как швейцарская «Пиранья» 8х8. Испытания двух первых опытных бронеавтомобилей начались в 1984 г. В 1985 г. к ним добавился еще один прототип.

Бронетранспортер «Pandur», на крыше машины установлена двухместная башня американской фирмы AV Технолоджи MGTS, вооруженная 25-мм автоматической пушкой Макдоннелл-Дуглас Геликоптер Системз М242 «Чэйн Ган» и спаренным с ней пулеметом М240 калибра 7,62 мм

Корпус машины сварной, из стальных бронелистов, обеспечивающих круговую защиту от попаданий бронебойных пуль калибра 7,62 мм. Необычный обратный наклон кормового бронелиста позволяет легко открывать две задние бронированные двери значительных размеров, даже когда бронеавтомобиль спускается под уклон.

Моторно-трансмиссионное отделение находится в передней части корпуса с правой стороны. Двигатель шестицилиндровый дизель водяного охлаждения с турбо надувом Steyr WD 612.75; дизели такой же конструкции устанавливаются на грузовых автомобилях фирмы Steyr-Daimler-Puch. На первом опытном образце бронеавтомобиля «Pandur» стоял дизель мощностью 210 л. с., на втором и третьем уже 248 л. с.; дизель четвертой опытной машины, вооруженной 90-мм пушкой, форсировали до 260 л. с. На всех машинах устанавливаются автоматические пятискоростные коробки передач Аллисон MT-653DR.

Слева от моторно-трансмиссионного отделения расположено место водителя. Сзади него находится сиденье командира. В крыше над каждым сиденьем находится люк. И у водителя, и у командира установлено по три неподвижных перископических наблюдательных прибора фирмы Сватовских оптик. Боевое отделение расположено в задней части корпуса и занимает примерно две трети его длины, в нем могут разместиться восемь солдат с полным снаряжением. Одна из опытных бронемашин была построена в варианте БТР, другая — в варианте БРМ. У БТР в крыше боевого отделения имеется четыре больших прямоугольных люка. В бортах корпуса боевого отделения находятся по два наблюдательных прибора и по две сферических амбразуры для стрельбы из личного оружия.

При разработке машины большое внимание было уделено звукоизоляции моторно-трансмиссионного отделения управления и боевого отделения. В результате уровень шума внутри корпуса при работающем двигателе не превышает 91 дБ, что значительно ниже уровня шума внутри гусеничных машин. Все шесть колес бронеавтомобиля «Pandur» ведущие, средний мост при движении по шоссе может быть отключен. Две передние пары колес управляемые. В контур управления включен гидроусилитель. Подвеска колес независимая пружинного типа с гидроамортизаторами. Имеется система централизованного регулирования давления в пневматиках.

При минимальном давлении в камерах удельное давление на грунт бронеавтомобиля ниже, чем у танка «Леопард». На колеса одеты шины Мишлен XS 12,5х20. Первые образцы бронеавтомобилей не являлись полноценными амфибиями, хотя на них и была предусмотрена установка внизу задней части корпуса двух гребных винтов для движения на плаву и трех надувных камер (одна спереди и две по бортам) для обеспечения дополнительной плавучести. Единственный опытный образец БТР «Pandur» длительное время находился на вооружении охраны аэропорта Вены.

Третья и вторая опытные бронемашины были построены в варианте БМП («Pandur» ARSV Armoured Reconnaisance Scaut Vihicle) и отличались друг от друга лишь вооружением. На втором прототипе ARSV-25 была установлена двухместная башня фирмы Бреда с 25-мм автоматической пушкой Эрликон КВА и спаренным с нею 7,62-мм пулеметом MG3. По бортам башни установлено по три дымовых гранатомета. Вращение башни и наведение оружия в вертикальной плоскости осуществлялось с помощью электрогидравлических приводов. Третья опытная машина ARSV-30 была оснащена башней с 30-мм автоматической пушкой Маузер Mk.30 и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом FN MAG. По бортам башни тоже были установлены гранатометы. Приводы башни и пушки электрогидравлические. Скорость наведения оружия на цель была выше у башни фирмы Бреда: 45 град/с (против 40 град/с) по азимуту и 30 град/с (по сравнению с 25 град/с) по углу возвышения. Оптические приборы на обоих башнях были идентичны.

Командир имел комбинированный дневной/ ночной перископический прицел Филипс UA-9126 с 6-кратным увеличением днем и с 7-кратным в темное время суток. У стрелка-наводчика устанавливался перископический прицел Аэриталиа Р-204, дающий 8-кратное увеличение изображения. По периметру командирского башенного люка были установлены пять широкоугольных неподвижных перископических смотровых прибора, еще два таких прибора находились рядом с люком стрелка. Экипаж обоих машин состоял из трех человек: командира, стрелка-наводчика и водителя; в задней части корпуса находились места для перевозки еще двух человек.

К 1987 г. испытания всех трех опытных машин были завершены. Машину можно было принимать на вооружение. Крайне интересные и столь же запутанные истории принятия или непринятия на вооружение того или иного образца боевой техники выходят за рамки этой книги. В отношении же «Pandurа» можно только предположить, что правительство нейтральной Австрии отказалось тогда от закупок БРМ по причине резкого уменьшения, вплоть до полного исчезновения, советской военной угрозы. Не надо думать, что перестройка отразилась только на военно-промышленном комплексе СССР; фирм, занимающихся разработкой и производством военной техники, трещали в конце восьмидесятых по всему миру.

Менеджеры концерна Steyr-Daimler-Puch обратили свои взоры на богатый нефтедолларами арабский Восток. В 1990 г. обе опытных БРМ были доставлены в Кувейт. Испытания прошли успешно, и местные шейхи уже были готовы раскошелиться, но австрийцам помешал Саддам Хусейн, так некстати напавший на Ирак. После известной войны в Заливе правительство Кувейта решило модернизировать, а точнее создать заново свои вооруженные силы. В 1992 г. было объявлено о закупке вооруженными силами Кувейта бронеавтомобилей LAV-25 канадского производства. Однако сделка не состоялась, а в 1996 г. Кувейт подписал контракт на поставку первой партии из 70 бронеавтомобилей «Pandur» в шести вариантах: БТР, санитарная машина, носитель 81-мм миномета, ремонтно-эвакуационная и командно-штабная машины и бронеавтомобиль огневой поддержки, вооруженный 90-мм пушкой. Возможно, будет поставлена и вторая партия из 200 машин.

БТР «Pandur», предназначенные для Кувейта, строились не в Австрии, а по лицензии в США на заводе фирмы Локхид Мартин в Честерфилде (шт. Мичиган). Концерн Steyr-Daimler-Puch поставлял ключевые узлы и агрегаты, в частности двигатели и подвеску. Контракт на поставку 70 машин в шести вариантах (БТР с башней, вооруженной 25-мм автоматической пушкой, машины огневой поддержки с 90-мм орудием, БРЭМ, 81-мм самоходного миномета, санитарной и командно-штабной машин) Национальной гвардии Кувейта выполнен в 1997-2000 гг. Вооруженные силы Бельгии закупили 54 бронеавтомобиля «Pandur» в четырех модификациях: БТР (41 машина), БРЭМ (4), командно-штабные машины (пять), санитарные (четыре), поставки завершились в 2000 г. Лицензионное производство бронеавтомобилей «Pandur» без права экспорта в третьи страны налажено в Словении. Словенские броневики отличаются от исходной модели наличием в кормовом бронелисте вместо двух дверей опускаемой вниз рампы. В конце 1999 г. армия США выбрала бронеавтомобиль «Pandur» 6х6 как удовлетворяющий требованиям к машине AGMS (Armoured Ground Mobility System бронированная наземная мобильная система), в перспективе возможно заключение контракта на поставку 50 машин.

Бронетранспортер-амфибия Steyr «Pandur». Корпус бронеавтомобиля перепроектирован с целью обеспечения плавучести, одновременно увеличена высота боевого отделения. Для движения на плаву установлены два водометных двигателя.

Очаг постоянной напряженности, образовавшийся на территории бывшей Югославии вблизи южных границ Австрии, заставил правительство страны заняться модернизацией вооруженных сил. Первые бронетранспортеры «Pandur» поступили на вооружение австрийской армии в декабре 1995 г. Всего было заказано 68 бронеавтомобилей, из них 17 переданы австрийскому контингенту сил ООН, 51 машина поступила на вооружение двух батальонов, расквартированных на наиболее угрожаемых направлениях: один в Южной Австрии, другой в Восточной. Последние из заказанных бронеавтомобилей вышли из заводских ворот в конце 1996 г. Вооруженные силы Австрии заказали вторую партию из 224 бронетранспортеров с поставкой до 1999 г., однако в связи с присвоением наивысшего приоритета закупке гусеничных БМП Steyr-Daimler-Puch поступление на вооружение бронеавтомобилей второй партии отложено до 2002-2004 гг.

Крыша корпуса БТР имеет характерную ступеньку в средней части, поскольку пришлось увеличить высоту боевого отделения: низкий силуэт опытного «Pandurа» это хорошо, но сидеть крючком длительное время в такой машине неудобно. В бортах боевого отделения осталось только по одной амбразуре и по одному наблюдательному прибору. Над местом командира установлена легкая открытая башня с 12,7-мм пулеметом, а по бортам передней части корпуса (по два на борт) смонтировано четыре блока дымовых гранатометов, по три в каждом. Моторно-трансмиссионное отделение оборудовано автоматической системой пожаротушения. Вооруженные силы Бельгии заказали 54 бронетранспортера «Pandur» идентичных БТР для армии Австрии. Конкурентом БТР «Pandur» в борьбе за данный контракт выступал бронеавтомобиль МОВАГ «Пиранья» III.
Фирма Штайр демонстрировала два противотанковых варианта БТР. На одной машине была установлена вращающаяся башня Еуромиссаль UTM800 с пусковыми установками ПТУР на другой башня норвежской фирмы Квернер-Эурека, также вооруженная ПТУР

Тактико-технические характеристики
бронеавтомобиля «Pandur»
Колесная формула 6х6
Экипаж, чел.: 2 + 8 пассажиров;
Боевая масса, кг: 12500;
Габаритные размеры, м: длина — 5,70; ширина — 2,50; высота по крыше башни — 2,69; дорожный просвет — 0,42; колесная база — 1,53/1,53; ширина колеи — 2,13;
Броневая защита: против 12,7-мм выстрелов (по фронтальной дуге 30°) и против 7,62-мм патронов (везде);
Вооружение: 12,7-мм пулемет MG (другие варианты);
Двигатель: Steyr, 6-цилиндровый с турбонаддувом, дизельный, мощность 194 кВт (260 л.с.) при 2400 обор./мин.
Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 110;
Запас хода по шоссе, км: 650;
Емкость топливного бака, л: 195;
Преодолеваемые препятствия: высота стенки, м — 0,5; ширина траншеи, м — 1,8; подъем, град. — 70

Related Post

ЕЕ-3 «Жарарака»ЕЕ-3 «Жарарака»

ЕЕ-3 «Жарарака» Бразилия Бронеавтомобиль EE-3 Jararaca (Жарарака) разработан фирмой «Энжеса» в конце 1970-х годов. Машина предназначена для патрулирования территории, ведения войсковой разведки, а также для установки различного вооружения, например ПТРК

Внедорожник HMMWV/Hummer, СШАВнедорожник HMMWV/Hummer, США

Строго говоря, применение довольно известного названия американских вседорожников Hummer («Хаммер») к многоцелевым армейским автомобилям следует считать противозаконным, хотя во всех странах мира используется именно это название, означающее в переводе «молот».

Stewart & Stevenson FMTV, СШАStewart & Stevenson FMTV, США

В октябре 1991 года промышленно-консалтинговая группа Stewart & Stevenson Inc. получила от Министерства обороны США заказ на изготовление 10843 армейских грузовиков среднего класса. Для их производства под Хьюстоном был построен