103btrz.ru Танки Характеристики танка Т-72

Характеристики танка Т-72

Т-72А

История разработки и создания

Работы над бронемашиной начались в 1967 г. Конструкторы тщательно изучили и сравнили характеристики последней модификации танка Т-64А, на которой использовались два типа двигателей В-45: один с системой шокового охлаждения, другой с системой вентиляторного охлаждения, отдав предпочтение последнему типу. Электрогидромеханический тип механизма загрузки был заменен более современным и быстрым электромеханическим автоматическим механизмом загрузки с выталкивающими поддонами. В остальном первые Т-72 были почти точной копией базовой модели.

После всех испытаний бронемашин в более естественной для них местности было обнаружено, что многие механизмы вышли из строя даже при небольших нагрузках. В частности, были обнаружены проблемы с системой зарядки, системами охлаждения двигателя и очистки воздуха, а также неполадки в работе гусениц. Во время сборки следующих трех прототипов эти дефекты были устранены, насколько это было возможно.

Испытания продолжались до середины зимы 1971 года, за это время надежность практически всех компонентов была улучшена и доведена до максимального уровня. Единственным исключением было шасси, которое часто выходило из строя.Основной боевой танк (ОБТ) Т-72 начал серийно выпускаться на заводе в Нижнем Тагиле в 1972 году. В течение 5 лет танк держали в секрете от иностранных государств, и только в 1977 году он стал доступен для общественности.

Т-72 «Урал» (Объект 172М)

В то время ответственный отдел Уралвагонзавода — конструкторское бюро, возглавляемое В.Н. Венедиктовым, приняло решение: использовать на танке шасси, установленное на Объекте 167. Оно имело резиновое покрытие катков шасси и прочные гусеницы, оснащенные металлическими шарнирами.

Модернизированная версия получила название «Объект 172М». Он был оснащен 780-сильным двигателем, двухступенчатой кассетной системой очистки воздуха, а объем топливных баков на этой модели составлял уже 100 литров. С учетом изменений вес увеличился до 41 тонны. Динамические характеристики, однако, остались неизменными, учитывая, что от базовой модели остались только трансмиссия, корпус и усиленная броневая защита дифференциала.

После полного цикла испытаний и заводских испытаний, в 1971 году объекты были представлены военным министрам Советского Союза. А в 1972 году 15 бронемашин были подвергнуты длительным полевым, а не заводским испытаниям. В результате этих испытаний Т-72 «Урал» должен был быть принят на вооружение армии СССР для защиты и вооружения. В 73-м году был издан указ, и первая партия из 30 прототипов была выпущена.

Достоинства и недостатки

Страны, эксплуатирующие Т-72 и его модификации, красным цветом выделены бывшие эксплуатантыГлавным преимуществом Т-72 является его универсальность. Оптимальное сочетание ключевых показателей сделало танк одним из самых массовых в производстве, особенно среди ранних моделей. И по сей день модернизированные версии пользуются неизменной популярностью.

Еще одним преимуществом танка является его значительный потенциал модернизации. Первоначальная конструкция оказалась не только удачной в практическом применении, но и позволила усовершенствовать автомобиль путем разработки многочисленных модификаций.

Однако это было не без недостатков. Он был одним из первых, кто отказался от монолитной брони башни, заменив ее комбинированной. Однако проблемы с планировкой и тесным размещением экипажа остались.

Этот аспект осложняется наличием рядом с экипажем баков с топливом и боеприпасами. Если автомобиль взорван, его трудно покинуть, особенно в случае пожара или травмы. Это также негативно сказывается на экипаже — паника часто приводит к отказу от еще боеспособных и ремонтопригодных танков.

Также обращается внимание на посредственную пригодность танка для городских боев. Конструкция и броня имеют ряд недостатков, а применение высокоточного противотанкового оружия может быстро вывести Т-72 из строя.

Также отмечается высокая стоимость модернизации, особенно в части электронного оборудования. Сомнительно, что Т-72 и его модификации могут быть использованы в современной войне. Независимо от этого, использование таких машин в массовых боях остается жизнеспособным вариантом.

Т-72 в парке

Особенности конструкции

Экипаж состоит из трех человек: командира, наводчика и механика-водителя.

Классическая компоновка бронемашины делит внутриброневое пространство на три зоны:

  • контроль;
  • боевое отделение;
  • моторно-трансмиссионное отделение, в котором размещаются наводчик и командир в боевой зоне внутриброневого пространства.

Внимание. Некоторые модификации оснащены специальными устройствами самонаведения, расположенными на нижней передней панели. Используя такое устройство, экипаж танка мог вырыть траншею за полчаса.

Броневой корпус и башня

Сварная конструкция корпуса была построена из однородного стального проката и клееной брони со слоем текстолита. Броня корпуса дифференцированная (т.е. разной толщины и состава в разных местах), что позволяет сделать танк значительно легче.

Вращение турели осуществляется с помощью механического привода и гидравлики. В верхней части имеется откидная крышка. Салон оборудован системами наблюдения, включая приборы ночного видения, оптические прицелы и другие приборы обзора.

Последние модели оснащены тепловизионными камерами. Стабилизация осуществляется с помощью бипланарного стабилизатора.

Вооружение

Основное орудие — 2A26M (125 мм), оснащенное подкалиберными, кумулятивными и фугасными осколочно-фугасными снарядами. Можно стрелять управляемыми ракетами типа «Свирь».

С пушкой спарен пулемет ПКТМ (7,62 мм). Второй пулемет «Утес» установлен на крыше башни. Его калибр составляет 12,7 мм.

Проходимость

Танк отличается повышенной проходимостью. Бронемашина оснащена индивидуальной торсионной подвеской. С каждого борта установлено по три поддерживающих катка и по шесть опорных. Направляющие и ведущие колеса расположены в задней части.

Коммуникация и мониторинг

Различные модификации были оснащены различным оборудованием связи и наблюдения.

  • Т-72 оснащен радиостанцией Р-123М, переговорным устройством Р-124, приборами ТПУ-А и А-4. Командирская башенка оснащена ТНП-160 и ТКН-3, ночным и дневным прицелами.
  • Т-72А был оснащен дневным прицелом ТПД-К1 и ночным прицелом ТПН-1-49-23, но позднее это оборудование было заменено на комплекс 1А40.
  • Т-72Б — оснащен радиостанцией Р-173, командирская модификация оснащена рацией Р-130. Танк оснащен прицельной системой, аналогичной той, что используется на Т-72А (1A40-1). Эта система включает дневной прицел TPA-K1 с увеличенной дальностью и Свирь 9K120.

Мотор и трансмиссия

Различные типы четырехцилиндровых двигателей V 12 устанавливались в разное время и имели систему водяного охлаждения.

Первый вариант оснащался силовой установкой под обозначением В-46 (780 л.с., 2000 об/мин), Т-72А получил В-46-6, а с 1984 года — В-84 (840 л.с.). Т-72Б был оснащен двигателем B-84-1.

Двигатель расположен в задней части бронемашины, на платформе, приваренной к днищу в поперечном направлении. Топливная система состоит из пяти внешних (495 литров) и четырех внутренних (705 литров) топливных баков. В комплект могут быть включены еще два топливных бака общей емкостью от 400 до 500 литров. Доступными видами топлива являются дизельное топливо (DL, DZ и DA), бензин (A-66 и A-72) и парафин (T-1, TS-1 и TS-2).

Двигательная установка Т-72 и его модификаций состоит из:

  • 2 трансмиссии планетарного типа с фрикционным переключением, каждая из которых имеет 7 передач и управляется гидравликой (одновременно используется для поворота);
  • мультипликатор, передающий крутящий момент от двигателя к блоку управления;
  • Одноступенчатые планетарные бортовые передачи.

Бронезащита

Передняя часть этой машины имеет более толстую броню, состоящую из двух броневых листов (VHR-68 и NHR-60), сходящихся под разными углами.

Броня HLD состоит из трех слоев: 80 мм стали, 105 мм стекловолокна и 20 мм брони. NLD, с другой стороны, имеет только 85 мм брони.

На боковых секциях защитные элементы расположены следующим образом.

  • Отделение экипажа и бронированное отделение защищены 80-мм стальными листами.
  • Моторный отсек защищен на 70 мм. Корма закрыта двойной деталью.
  • Для максимальной защиты боковые стенки бака оснащены дополнительными алюминиевыми крышками толщиной 3 миллиметра. Они позволяют защитить автомобиль от кумулятивных боеприпасов.

Внимание. Охранники могут быть установлены в двух положениях. Во время боя они устанавливаются под углом.

Т-72 также может быть оснащен динамической защитой, которая реализуется в виде модификаций: Контакт-1, Контакт-2 или Реликвия.

Броня

Первая модернизированная версия Т-72А.Бронирование Т-72А разнообразно. Конструкция корпуса жесткая, коробчатой формы, собранная из листов прокатной однородной броневой стали. Передняя часть состоит из двух клиновидных, соединенных между собой броневых листов. Верхняя плита состоит из наружного стального слоя толщиной 80 мм, 105 мм пластика, армированного стекловолокном, и внутреннего стального слоя толщиной 20 мм. Нижняя плита — 85-миллиметровый прокат из однородной бронированной стали.

Общая защита эквивалентна 305-410 мм брони. Остальная часть корпуса изготовлена из прокатной однородной стали. Вертикальные борта составляют 80 мм в носовой части и 70 мм в моторной части. Последнее отделено от боевого отделения бронированной переборкой.

Крыша также состоит из двух броневых плит, а днище имеет корытообразную форму. На первых танках Т-72А крышка башни была монолитной, что считалось недостатком. На более поздних версиях Т-72А башня также была оснащена комбинированной защитой. По мере модернизации танка добавлялась дополнительная броня.

Подвижность

Подвижность танка была на высоком уровне. На пересеченной местности максимальная скорость Т-72 составляла 30 км/ч. Ходовая часть напоминала ходовую часть Т-62, с 3 опорными катками и 6 опорными колесами с каждой стороны. Ведущее и направляющее колесо находится сзади. Сама подвеска является индивидуальной торсионной.

Интересным дополнением является наличие устройства для самокопания.С помощью этого устройства команда могла вырыть траншею за 30 минут. Устройство было расположено на нижней палубе, что обеспечивало большую защиту.

Уральское шасси
Шасси автомобиля «Урал».Первоначально Т-72 оснащался двигателем B-46 мощностью 780 л.с. Этот двигатель был прямым развитием знаменитого двигателя В-2, впервые примененного на Т-34, с 12 цилиндрами и V-образной формой.

Он мог работать на дизельном топливе, парафине и бензине.В более поздних модификациях в конструкцию танка Т-72 были введены более совершенные силовые установки. Топливная система состоит из четырех внутренних и пяти внешних баков. Один внутренний бак расположен в задней части отсека экипажа, а остальные баки расположены вокруг отсека водителя. Такое расположение является характерной особенностью советской танковой школы.

Внешние баки интегрированы справа над отделением для гусеничных войск. Вместимость составляет 495 литров. На танк устанавливаются дополнительные баки для дальних переходов. Они подвешиваются в задней части автомобиля. В зависимости от размера это 400-500 литров.

Передача состоит из:

  • мультипликатор, передающий крутящий момент на коробку передач;
  • пара коробок передач, каждая из которых соединена с фрикционами по бокам танка, для привода транспортного средства;
  • планетарные редукторы.

Применение в боевых условиях

С момента своего появления Т-72 и его модификации активно использовались операторами во всех конфликтах на Ближнем Востоке, в Европе, Африке, на Кавказе и Украине. С помощью этого резервуара были проведены следующие операции:

  • 1980-88 ирано-иракская война; 1982 ливанская война;
  • Ливанская война 1982 года;
  • Чадско-ливийский конфликт 1987-90 гг;
  • Война в Персидском заливе 1990-91 гг;
  • Августовский переворот 1991 года в СССР;
  • Нагорно-карабахский конфликт 1991-94 гг;
  • Боснийская война 1992-95; Гражданская война в Таджикистане 1992-94; Нагорно-карабахский конфликт 1991-94; Боснийская война 1992-95;
  • Гражданская война в Таджикистане 1992-95 гг;
  • Чеченские войны 1994-96 и 1999-2002 гг;
  • Косовский конфликт 1998-99; Иракская война 2003; Иракская война 2003;
  • Война в Ираке в 2003 году; операция «Беслан» в 2004 году;
  • Операция «Беслан» в 2004 году;
  • Война в Южной Осетии в 2008 году;
  • Гражданская война в Ливии в 2011 году;
  • Пограничный конфликт в Судане 2012.

Т-72 также использовались в миротворческих миссиях Индии в Шри-Ланке и Сомали. Эти танки используются в Сирии с 2011 года и в конфликте на востоке Украины с 2014 года.

Технические характеристики

Габаритные размеры, м:

  • длина автомобиля — 6 670;
  • ширина — 3.460;
  • высота — 2,190;
  • дорожный просвет — 0,42.

Другие особенности:

  • Вес полного танка — 41 т;
  • Скорость (максимальная) на шоссе — 50 км/ч;
  • Запас хода без дозаправки — 700 км;
  • Максимальная ширина котлована — 2,8 м;
  • Высота препятствий, которые может преодолеть танк — 0,85 м;
  • Стрельбище — 9,4 км.

Тактико-технические характеристики танка Т-72 (ТТХ)

Вес, т 46
Боевой состав танка 3 человека
Длина x ширина x высота x зазор, м 9,5 x 3,4 x 2,1 x 0,42
Броня корпуса: лобовая х бортовая, мм 205 х 70 — 80
Передняя часть турели, мм 410 — 1200 оборонный эквивалент
Гладкоствольная пушка калибра 125 мм 2А46
Дальность стрельбы, км 9,4
Дополнительное вооружение 7,62-мм ПКТМ и 12,7-мм НСВТ
12-цилиндровый двигатель типа V-46. 780 Л.С.
Максимальная скорость 35-50 км/ч
Средняя дальность пробега, км 600
Емкость топливного бака, л 1600

Модификации и опытные версии

Модификации

Т-72 — одна из немногих бронемашин, имеющая огромное количество модификаций.

  • 172, 172-2M, 172MN, 172MD, 172MP, 177, 179 и 186 были прототипами.
  • Т-72 является базовой моделью.
  • Т-72К Урал-К — командирский вариант.
  • Т-72А (Объект 172М-1) модернизированная бронированная башня и корпус, основное орудие и приборы наведения.
  • Т-72АК (Объект 176К) — модернизация командира, дополнительное навигационное оборудование и автономная батарея.
  • Т-72М — экспортная модель, изменены броня и боеприпасы.
  • Т-72М1 — ТНВД и башня снабжены дополнительной броневой защитой.
  • Т-72М1М — экспортное разнообразие, добавлена смешанная динамическая защита (DZ).
  • Т-72АБ — добавлена навесная бронезащита контактного типа.
  • Т-72Б — Модернизирован с системой управления «Свирь», защитой контактных шарниров, двигателем V-84 и ПУ 2А46М. Защита турели была изменена.
  • Т-72БК — командный вариант, оснащенный дополнительным навигационным оборудованием.
  • T-72B1 — новый прибор ночного видения TPN-3-49.
  • Т-72Б1К — дополнительное навигационное оборудование для командира.
  • Т-72С — экспортная модель, уменьшено количество дистанционных детекторов, изменен боекомплект.
  • Т-72БА, Т-72БА1 — установлена система стабилизации Jasmin, улучшена противоминная защита, заменены элементы ходовой части, заменен двигатель (V-84MS, V-92C2).
  • Т-72Б2 — заменена пушка (2А46М5), модернизирована пушка для повышения точности огня, тепловизионная и электромагнитная защита, дополнительный двигатель.Т-72Б3 — заменен двигатель (V-84-1), установлена радиостанция «Акведук» и комплексная защита от оружия массового поражения. Шасси было модернизировано. Более поздняя модель имеет автоматизированную коробку передач, цифровой монитор и модифицированную систему наблюдения. Была установлена модульная система дистанционного управления Relikt и система стабилизации вооружения 2E58.

На базе Т-72 были построены десятки прототипов и серийных модификаций. Сразу после производства были запущены проекты по переоснащению танка другим вооружением. В первой половине 1970-х годов был создан модульный танк «Объект 172МН», отличающийся установкой 130-мм автомата типа 2А50. В то же время велись эксперименты по установке 125-мм гладкоствольной пушки 2A49. Эти автомобили не пошли в серийное производство.

Интересным экспериментом был «Объект 186», который был оснащен 16-цилиндровым дизельным двигателем с Х-образным расположением цилиндров. Этот двигатель развивал мощность до 1200 л.с., но был очень ненадежным.

Командный вариант машины, получивший обозначение Т-72К, предназначался для командиров танков и был оснащен рядом навигационного и радиооборудования. Станция использовала дополнительную антенну высотой 10 м для обеспечения связи на расстоянии 300 км. Установка энергоемкого оборудования привела к уменьшению количества отсеков хранения, а транспортный боекомплект составляет 31 патрон.

Танк Т-72А поступил в производство в 1979 году и отличался от своего предшественника улучшенным прицельным оборудованием, модернизированной пушкой, дымовым гранатометом, усовершенствованным дизельным двигателем и другими особенностями. Модернизированная версия послужила основой для командирской машины Т-72АК с боекомплектом до 36 снарядов. Для обширной электронной системы использовалась автономная генераторная установка, приводимая в действие небольшим двигателем.

На экспорт также предлагался вариант Т-72М, отличавшийся защитой башни и боекомплектом. Через некоторое время, в 1982 году, его заменили на Т-72М1, который был оснащен плитой толщиной 16 мм, установленной в передней части корпуса. Комбинированная броня башни также получила внутренние брусья с песчаным наполнителем.

Танк Т-72АБ начал поставляться на внутренний рынок в 1985 году с навесными защитными экранами, а вскоре после этого началось производство Т-72Б. Машина отличалась модернизированной пушкой, приспособленной для стрельбы противотанковыми управляемыми ракетами, и 840-сильным дизельным двигателем V-84-1. В связи с изменением защиты форма башни стала более округлой. Командная версия машины стала известна как Т-72БК.

В начале 1990-х годов на Т-72БК была установлена система динамической защиты, заимствованная у Т-80У.

В 1989 году новая версия получила обозначение Т-72Б, также может использоваться неофициальное обозначение Т-72БМ. Экспортная версия Т-72Б называлась Т-72С (или Т-72М1М).

Впоследствии были разработаны программы модернизации до стандарта Т-72Б2, а затем и до Т-72Б3. Основным моментом модернизации стало использование современного электронного и целеуказательного оборудования и установка систем активной защиты.

БРЭМ-1

Помимо боевых танков, на базе Т-72 был создан ряд вспомогательных и инженерных машин. В их число входили тягач-трейлер БРЭМ-1 и мостоукладчик МТУ-72. Шасси Т-72 стало основой для самоходной машины MSTA-C.

 

Сколько стоит танк Т-72

По последним оценкам, стоимость базовой модели Т-72 составляет 22 миллиона рублей. Оснащение устаревших моделей современным оборудованием и вооружением обходится гораздо дороже. Например, для модернизации Т-72Б в Т-72Б3 необходимо потратить около 50 миллионов рублей (по ценам 2013 года).

Зарубежное производство

Т-72 состоит на вооружении в 40 странах мира, но лишь небольшая часть из них занимается лицензионным производством. В основном, странами-операторами являются бывшие советские республики, Ближний Восток, Индия, Финляндия и Польша. Модификации «Урала» в настоящее время активно используются в Сирии с обеих сторон.

Т-72 состоит на вооружении 40 стран.Некоторые оптимистичные издания утверждают, что экспортные «семьдесят вторые» достойно сражались с американскими «Абрамсами». В действительности все было не так. Более технически совершенные A1M1 толпами уничтожали Т-72М1 во время войны в Ираке.

Т-72 производился не только в СССР
Т-72 производился не только в СССРИнтересна возможность поставки Т-72 в Северную Корею. По некоторым данным, инженеры в Корее путем обратной разработки смогли скопировать танк и запустить его в производство. Первые модели были оснащены 115-мм пушкой и имели четыре члена экипажа, что свидетельствовало об отсутствии АЗ. Более поздние версии стали оснащаться им.

Страны-производители:

Индия 1988 — 2005
Польша 1979 — 1995
Чехословакия 1971 — 1991
Югославия 1981 — 1990
Ирак 1988 — 1989

 

Основные цели и задачи Т-72

Т-72 относится к средним танкам. Главным достоинством таких машин была их скорость и хорошая ударная мощь, что позволяло им вести наступательные действия и преодолевать слабо укрепленные рубежи. В современной классификации такие машины называются основными боевыми танками.

Ключевой особенностью этого типа автомобилей является их универсальность и многозадачность. Сочетание мобильности, боевой мощи и существенной защиты повышает боевой потенциал танка. Она может использоваться в крупномасштабных наступательных операциях и локальных конфликтах, поддерживать небольшие войска или преодолевать укрепленные оборонительные линии.

Для этих машин не существует конкретных боевых задач или специализаций. Они определяются обстановкой на передовой и практической необходимостью. Именно этот аспект считается ключевым преимуществом основного боевого танка.

Конструкция боевой единицы

Чертеж Т-72
Макет Т-72Конструкция Т-72 имеет классическую компоновку. Фюзеляж разделен на три отсека. В передней части расположен отсек с местом для водителя. В центре находится отсек экипажа с наводчиком и командиром в башне, а боеприпасы расположены в корпусе внизу. Коробка передач расположена в задней части бака.

Вооружение

На башне установлена пушка 2A26M.

  • Калибр орудия составляет 125 мм;
  • Длина — 50,5 калибров.

Пушка гладкоствольная; управляемые снаряды могут быть выпущены с помощью системы «Свирь». Основной набор используемых снарядов состоит из подкалиберных, фугасных и снарядов с кумулятивными зарядами. Орудие оснащено системой селективного шлюзования, которой управляет наводчик или командир танка.

Схема автомата заряжания Т-72
Принципиальная схема автомата заряжания Т-72.Дополнительное вооружение — 7,62-мм пулемет ПКТМ, соединенный с основным орудием. 12,7-мм пулемет «Утес», установленный на крыше башни, используется для подавления живой силы, легкобронированной техники и низколетящих целей. Для снижения производственных затрат система дистанционного управления не предусмотрена.

Командиру приходится высовываться из люка башни, чтобы вести огонь, что является недостатком.

Related Post

Основной боевой танк Al-Khalid (MBT-2000)Основной боевой танк Al-Khalid (MBT-2000)

Основной боевой танк Танк «Аль-Халид» создан на основе на китайского танка тип 90-2. Этот танк создан практически весь, кроме двигателя, на производственных мощностях Пакистана . Двигатель является копией украинского 6ТД-2,

38M Toldi38M Toldi

38M Toldi ВЕНГРИЯ В марте 1937 года венгерское военное министерство купило у шведской фирмы «Ландсверк» легкий танк L-60 и провело его сравнительные испытания с немецким танком PzKpfw I. Шведская машина,

Средний танк TAM, АргентинаСредний танк TAM, Аргентина

Особенностью танка ТАМ является переднее расположение МТО и ведущих колес, а системы охлаждения моторно-трансмиссионной установки в кормовой части корпуса. Отделение управления размещено в левой передней части корпуса, для изменения направления