Гайд по специальному американскому среднему танку M60. Подробный обзор характеристик танка, его сильные и слабые стороны «Паттон Абрамсович» или М60-2000.
История создания танка M60
Основной боевой танк M60 был первым танком такого типа в армии США. Его разработка была начата в 1957 году компанией Chrysler в качестве противовеса советскому среднему танку Т-54 и являлась дальнейшим развитием конструкции M48 Patton III. Работы были завершены довольно быстро — уже в марте 1959 года M60 (прототипы получили название XM60) прошел ходовые испытания и получил обозначение 105-мм орудия Full Tracked Combat Tank M60.
Серийное производство M60 осуществлялось на Детройтском танковом заводе с 1960 по 1987 год, всего было выпущено 15 221 машина, включая как танки, так и инженерные машины на одном шасси. За пределами США итальянская компания OTO Melara произвела 200 основных боевых танков M60A1.
С начала 1960-х до конца 1970-х годов M60 стал основным боевым танком армии США, но практически не принимал участия в боевых действиях на стороне США. В войне во Вьетнаме он по каким-то причинам не применялся, а к началу операции «Буря в пустыне» M60 был уже достаточно устаревшим. Те немногие M60, которые использовались против Ирака, использовались в качестве танков поддержки. Единственное реальное боевое применение M60 в армии США было в 1983 году во время вторжения США в Гренаду, но даже там M60 использовались в очень небольшом количестве.
Чертеж американского основного боевого танка M60
К началу 1980-х годов танки типа M60 не удовлетворяли армейское командование, плюс принятие на вооружение более совершенных основных боевых танков M1 «Абрамс», поэтому их постепенно начали выводить в резерв, а затем и снимать с вооружения. Тем не менее, машина оставила свой след как надежный, относительно неприхотливый в обслуживании танк, способный работать без капитального ремонта в самых разных климатических условиях.
За годы своего существования M60 MBT служили в Афганистане, Бахрейне, Боснии и Герцеговине, Бразилии, Греции, Египте, Израиле, Иране, Испании, Италии, Иордании, Йемене, Ливане, Марокко, Омане, Португалии, Саудовской Аравии, Таиланде, Тунисе, Турции и США.
В некоторых из упомянутых стран модификации M60 состоят на вооружении и сегодня.
Танк M60, вид сбоку
Конструкция танка M60
Американский основной боевой танк M60 имеет классическую компоновку с отделением управления в передней части машины, боевым отделением в средней части и моторно-трансмиссионным в кормовой части. Экипаж танка состоит из командира, наводчика, заряжающего и механика-водителя.
Танк имеет литой корпус со сферическими бортами и литую башню, заимствованную у танка М48А2, однако в конструкции башни есть и ряд изменений, в частности лобовая часть корпуса выполнена с большими углами наклона, чем у танка М48А2 и установлена новая командирская башенка увеличенного размера. В башне размещены места 3-х членов экипажа.
Рабочее место механика-водителя располагается по продольной оси корпуса танка. Над креслом механика-водителя, в верхнем бронелисте, имеется люк со сдвижной крышкой. Для наблюдения за местностью служат три перископических наблюдательных прибора. Подсветка прибора ночного видения осуществляется ИК-фарами, смонтированными на лобовом листе. По бокам от кресла механика-водителя находится боеукладка, непосредственно за креслом размещен блок из 6 аккумуляторных батарей.
Основным вооружение танка M60: 105-мм пушка М68 с концентрическими противооткатными устройствами и эжекционным устройством для продувки канала ствола. Механизмы наведения имеют электрогидравлические и ручные приводы.
Пушка не стабилизирована, заряжание — ручное, с механизмом досылания. Скорострельность составляет 8 выстр./мин. На маске пушки установлен ксеноновый прожектор, который может работать как в режиме обычного света, так и инфракрасного.
Кроме пушки на танке установлены спаренный 7,62-мм пулемет М73 (слева от орудия) и 12,7-мм зенитный пулемет М85 (углы вертикального наведения от -15″ до 60°), смонтированный в командирской башенке. Оба пулемета имеют укороченные ствольные коробки и свободные затворы, что улучшает отвод тепла от ствола.
Основной боевой танк M60 (США)
Оборудование танка включает:
- Монокулярный прицел-дальномер М17С, (для командира танка) с базой 2000 мм и 10-кратным увеличением.
- Перископический прицел М31 и телескопический прицел М105С (для наводчика). Оба прицела имеют переменное увеличение (от 8х до 1х) и сетки со шкалой дальностей, проградуированных в метрах. Для спаренного с пушкой пулемета используется прицел М44С, но его сетка проецируется в поле зрения основного прицела. Ночной прицел объединен в одном корпусе с перископическим прицелом.
- Указатель азимута М28А1 и указатель квадранта М13А1, для стрельбы с закрытых позиций.
- Пулеметный прицел М71-28С (для стрельбы как по наземным, так и по воздушным целям) и прибор наблюдения М34 в командирской башенке.
- УКВ радиостанцию AN/GRC и танковое переговорное устройство AN/V1А-4 с гнездом подключения полевого телефона.
- Фильтро-вентиляционную установку Е37Р1, а также комплект танковых противогазов и капюшонов для защиты экипажа от радиоактивной пыли, отравляющих веществ и бактериологических возбудителей болезней.
- Дополнительно танк оборудован рентгенметром, автоматической системой пожаротушения, обогревателями для экипажа.
Система управления огнем танка включает:
- Баллистический вычислитель M13A1D (копия аналогичного с М48А2) автоматически устанавливающий сетки прицела и прицел-дальномера в положение, соответствующее замеренной дальности. При этом поправки на деривацию, параллакс прицела, потерю начальной скорости вследствие износа ствола, наклон цапф, несоответствие внешней и внутренней температуры вносятся специальным датчиком.
- Баллистический привод М10, связывающий баллистический вычислитель, прицел-дальномер и перископический прицел.
Двигатель и ходовая часть:
Двигатель танка M60 дизельный (в отличие от бензинового на M48), герметизированный, и как следствие, может работать в воде. Двигатель устанавливается в сборе с гидромеханической трансмиссией CD 850-6 вдоль продольной оси танка. По умолчанию двигатель снабжен теплорассеивающим устройством, снижающим тепловую радиацию отработавших газов. Выхлопные трубы двигателя выведены в специальный надмоторный отсек, закрытый сверху теплоизоляционной крышей, в котором отработавшие газы охлаждаются, смешиваясь с потоком воздуха системы охлаждения, а затем выбрасываются через смонтированные в корме жалюзи.
Для облегчения запуска двигателя в зимних условиях в танке установлен подогреватель с принудительной подачей воздуха. Запуск двигателя электростартером обеспечивается при температурах воздуха до — 30°С. Суммарная емкость топливных баков составляет 1420 л. Все баки располагаются в забронированном объеме.
Подвеска танка М60 аналогична подвеске танка М48А2 (по опорных катков на борт), но без натяжных роликов, с более жесткими торсионными валами. Средние опорные катки и поддерживающие катки изготовлены из алюминиевого сплава, на 1 и 6 опорных катках установлены ограничители хода с пружинами и телескопические амортизаторы. Гусеницы обрезиненные.
Для преодоления бродов глубиной до 3,125 м на танке используется специальное оборудование, а при установке трубы-лаза обеспечивается преодоление водных преград глубиной до 5 м.
Модификация M60A2 сильно отличается от того, что делали на основе танка M60 до и после.