41M «Turan»

Поиски лицензии на средний танк привели венгров на переговоры с чехословацкой фирмой «Шкода», которая еще в 1938 году параллельно с ЧКД разрабатывала проект такого танка для чехословацкой армии. Тогда преимущество было отдано проекту ЧКД, а «Шкода» на базе своего легкого танка LT-35 начала разрабатывать для зарубежных заказчиков средний танк S-IIC. В 1940 году были готовы его прототипы с усиленным вооружением Т-21 и Т-22.

В августе 1940 года с разрешения немецких властей «Шкода» продала Венгрии лицензию на производство Т-22. Танк был не доработан, и венграм пришлось доводить его на заводах «Ганц», MAVAG и «М. Вайсе». Из-за отсутствия чертежей и несовершенной конструкции танка многие узлы пришлось делать заново. Кроме того, венгерские инженеры заменили вооружение и резко увеличили толщину брони, а также создали новую башню, в которой размещались 3 человека.

В сентябре 1940 года венгры приобрели лицензию на танковую 40-мм пушку А17 фирмы «Шкода», доработали ее и под маркой 41М поставили на новый танк, который оснастили мотором венгерской фирмы «М. Вайсе». Первый прототип танка 40М «Туран» был готов в августе 1941 года, а его серийное производство началось сразу на четырех заводах в апреле 1942 года. Первый заказ на 230 машин выполнялся два года. В 1942 году его увеличили еще на 70 единиц, и в том же году танки начали поступать в войска. К 1944 году было выпущено 285 танков.

Поскольку вооружение «Турана» было слабым, то уже в 1941 году началась разработка модернизированного танка с 75-мм короткоствольной пушкой фирмы MAVAG. 41М «Туран» 75 (или «Туран» II) начал поступать в войска в мае 1943 года. В этом же году на него решили поставить 75-мм длинноствольную пушку 43М, но осуществить этот замысел не удалось. Всего было построено 129 танков «Туран» II, они приняли участие в боях в начале 1944 года, но оказались малонадежными, слабо вооруженными и сложными в производстве и обслуживании.

На базе танка «Туран» в 1943-1944 годах были построены шестьдесят шесть 105-мм самоходных артиллерийских установок 43М «Зриньи» II («Зриньи» I с 75-мм противотанковой пушкой в производство не пошла). По компоновке они напоминали немецкие штурмовые орудия или итальянские САУ «Земовенте»: в лобовом листе полностью бронированного корпуса справа устанавливалась короткоствольная гаубица с клиновым затвором. Боевая масса самоходки равнялась 21,5 т при довольно мощном бронировании — от 25 до 75 мм.

Боекомплект состоял из 52 выстрелов раздельного заряжания. Самоходная установка развивала скорость до 43 км/ч и применялась для поддержки пехоты. Ее экипаж состоял из 4 человек. Для борьбы с танками САУ «Зриньи» не годилась ввиду малой начальной скорости снаряда. Это была бы неплохая машина типа немецких штурмовых орудий, если бы только она не сохранила все недостатки базовой модели.

Related Post

Танк «Объект 906»

Танк «Объект 906» разрабатывался на оригинальной базе ОКБ СТЗ (ВгТЗ) под руководством И.В. Гавалова с 1960 г. Главной целью этой работы являлось создание плавающего танка с более мощным основным оружием,

Танк «Объект 907»

Танк «Объект 907» (ПТ-76М) был разработан ОКБ СТЗ под руководством С.А. Федорова на базе танка «Объект 740Б» (ПТ-76Б) в первой половине 1959 г. Ведущим конструктором машины являлся Ю.М. Сорокин. В

«Меркава» — основной танк, Израиль

История создания К концу шестидесятых годов танки АМХ-13, модернизированные “Шерманы” и “Центурионы” уже перестали отвечать требованиям, предъявлявшимся к бронированным машинам израильскими военными. В то время в Европе танкостроители и военные