Подполковник-инженер Е. Викторов
(Зарубежное военное обозрение. — 1978. — № 10)
По уровню развития бронетанковой техники Швеция занимает видное место среди капиталистических стран. Первые шведские танки были разработаны и начали выпускаться для оснащения вооруженных сил страны и на экспорт уже в 30-х годах. Довоенные танки (L10, L30, L60, L80) были вооружены 20-47-мм пушками, а боевой вес их составлял 7-12 т. Ими был укомплектован танковый полк, сформированный в 1939 году. К 1943 году в Швеции было уже четыре танковых пилка, в составе которых имелись и танки STRV-71 с 75-мм пушкой.
В первые годы после второй мировой войны Швеция не разрабатывала новых танков, а поэтому в 1953 году в Великобритании было закуплено 80 танков «Центурион» Мк3, вооруженных 83,8-мм пушкой (они получили обозначение STRV-81). Позже было приобретено еще около 270 танков «Центурион» Мк10 (STRV-102) со 105-мм пушкой.
Во второй половине 50-х годов в Швеции вновь активизируются работы по созданию собственных танков. В 1957 году на основе устаревшего танка STRV-71 был разработан и выпущен 25-т разведывательный танк STRV-74, вооруженный 75-мм пушкой с боекомплектом 28 выстрелов и двумя 7,62-мм пулеметами.
В 1958 году контракт на разработку нового основного боевого танка получила шведская фирма «Бофорс». Через три года были изготовлены опытные образцы безбашенного танка, который рядом конструктивных особенностей существенно отличался от танков с классической компоновкой. Его серийное производство началось в 1966 году, а завершилось в 1971-м. Было изготовлено всего около 300 единиц. По данным иностранной прессы, стоимость программы разработки составила около 30 млн. долларов, а одного образца — 400 тыс. Серийные образцы получили обозначение STRV-103A.
Безбашенный танк STRV-103A имеет низкий силуэт и поэтому менее уязвим от огня противника. Он вооружен 105-мм нарезной пушкой L74, которая жестко установлена в сварном (из стальных броневых листов) корпусе машины. Ствол пушки, созданной на основе английской пушки L7A1 танка «Центурион» Мк13, удлинен с 51 до 62 калибров. Это позволило повысить начальную скорость подкалиберного снаряда и дальность действительной стрельбы по бронированным объектам. Кроме подкалиберных, в боекомплект входят кумулятивные снаряды с пластическим ВВ и дымовые.
Важной особенностью танка является наличие механизма автоматического заряжания пушки, что дало возможность сократить экипаж до трех человек, исключив заряжающего. Механизм автоматического заряжания рассчитан на 50 выстрелов. Перезаряжается он экипажем за 5-10 мин. За счет механизма заряжания скорострельность достигает 15 выстр./мин. Наведение в горизонтальной плоскости осуществляется поворотом танка, а в вертикальной (от -10° до +12°) обеспечивается подъемом или опусканием носовой или кормовой частей корпуса танка с помощью гидропневматической подвески ходовой части. Наводить пушку и стрелять из нее можно с мест командира танка или механика-водителя. Место командира находится справа от пушки, а механика-водителя — слева. В то же время к месту командира выведены органы управления танком. Третий член экипажа — радист также может со своего места (сзади механика-водителя) управлять танком при его движении задним ходом.
В качестве дополнительного вооружения на левом борту танка STRV-103A установлены два 7,62-мм пулемета, наводящиеся вместе с пушкой, а на турели командирской башенки закреплен третий 7,62-мм пулемет, из которого можно вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям. По обеим сторонам от этого пулемета установлено по одному четырехствольному дымовому гранатомету.
Командир танка и механик-водитель имеют одинаковые комбинированные перископические бинокулярные прицелы с 6-, 10- и 18-кратным увеличением. Прицел командира стабилизирован в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Для обзора местности командир имеет четыре перископических прибора наблюдения, механик-водитель — один, радист — два.
Комбинированная силовая установка танка STRV-103A расположена в носовой части корпуса. Ее особенностью является наличие основного дизельного и вспомогательного газотурбинного двигателей. Более экономичный по расходу топлива дизельный двигатель работает на основных эксплуатационных режимах, а газотурбинный подключается только при движении по сильно пересеченной местности и слабому грунту, причем чаще используется в зимних условиях, так как легче запускается при низких температурах. На танке установлена гидромеханическая коробка передач.
Особенности конструкции шведского безбашенного танка STRV-103A вызвали интерес в других странах. Так, Великобритания и США испытывали образец этого танка на своих полигонах в целях возможного использования опыта шведских специалистов при разработке перспективного танка. Известно также о западногерманских разработках проектов безбашенного танка.
В 1969 году танк STRV-103A был модернизирован и получил обозначение STRV-103B. К усовершенствованиям относится оснащение его лазерным дальномером, инфракрасными приборами и новым газотурбинным двигателем мощностью 490 л. с. (у прежнего 330 л. с.). Танк оборудован индивидуальным плавсредством в виде складывающихся бортовых экранов, которые устанавливаются экипажем в рабочее положение в течение 15-20 мин.
Движение по воде со скоростью 6 км/ч осуществляется за счет перематывания гусениц. На танке STRV-103B может монтироваться съемное бульдозерное оборудование, используемое для подготовки огневых позиций, расчистки завалов, обеспечения подходов к водным преградам.
В середине 60-х годов шведское военное командование утвердило требования к новому легкому плавающему танку, который должен был заменить устаревший танк STRV-74. Затем три шведские фирмы представили на конкурс 14 проектов нового танка, но одному из которых в декабре 1969 года был изготовлен первый опытный образец танка, получивший обозначение IKV-91. Еще два опытных образца были построены в 1970 году, а два года спустя состоялось подписание контракта на производство 200 танков. Стоимость одного танка составила 200 тыс. долларов. В 1974 году первые танки IKV-91 поступили в войска, где их планируется использовать для борьбы с танками противника (главным образом из засад), а также для огневой поддержки пехоты и выполнения разведывательных задач.
Танк IKV-91, основным вооружением которого является 90-мм нарезная пушка, имеет сравнительно высокие характеристики по точности стрельбы, обусловленные достаточно эффективной системой управления огнем. В отличие от большинства современных танков его пушка не имеет системы сгабилизации, но конструктивно предусмотрена возможность ее установки.
Основными элементами системы управления огнем являются монокулярный перископический прицел наводчика с встроенным лазерным дальномером, электронный баллистический вычислитель, приборное оборудование и пульты управления командира танка и наводчика. Эта система обеспечивает автоматическую передачу целеуказаний командира, установку углов наведения пушки и сохранение угла упреждения, которые вырабатываются баллистическим вычислителем на основании поступающих в него данных о цели, сопровождаемой через прицел наводчиком орудия посредством пульта управления.
Лазерный луч дальномера направляется оптикой прицела на цель и выходит из его верхней призмы соосно с линией прицеливания. В поле зрения левого окуляра прицела могут одновременно отображаться значения дальности до двух целей, находящихся в створе лазерного луча. В этом случае наименьшая дальность, измеренная по двум отраженным сигналам до каждой цели, автоматически вводится в баллистический вычислитель. Чтобы получить результаты измерения дальности, отображаемые в прицеле, надо нажать на соответствующую кнопку пульта управления наводчика. Дальность действия лазерного дальномера 0,2-10 км, точность ±10 м. Он измеряет расстояние одновременно до двух объектов и позволяет сделать 30 измерений в минуту.
Электронный баллистический вычислитель, выполненный на твердотельных элементах и работающий на постоянном токе, связывает систему управления огнем в единое целое (рис. 3). Аналоговым методом он определяет поправки и установки, необходимые при стрельбе кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами из пушки, а также при стрельбе из спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета. Баллистические вычисления производятся с помощью аналоговой ЭВМ. При этом для выбранного типа боеприпаса рассчитываются поправки на отклонение с учетом следующих факторов: начальной скорости снаряда, температуры порохового заряда и воздуха, атмосферного давления, скорости бокового ветра, угла наклона цапф пушки и скорости движения цели. Данные об этих факторах вводятся вручную с помощью маховичков и переключателей, расположенных на панели баллистического вычислителя перед наводчиком. Для контроля имеется окошко отображающего устройства. Информация об угловых скоростях движения цели и данные о наклонах цапф пушки автоматически поступают в баллистический вычислитель от соответствующих датчиков. В него же автоматически вводится дальность до цели, измеренная лазерным дальномером (может вводиться и вручную — маховичком на панели баллистического вычислителя). С помощью вычислителя производится расчет установок для стрельбы из пушки на дальности до 2000 м и из спаренного с пушкой пулемета — до 1200 м.
Танк IKV-91, по оценке иностранных специалистов, обладает высокой подвижностью на пересеченной местности зимой (по снегу и льду) и летом, что важно для условии Скандинавии. По воде танк движется со скоростью 7 км/ч за счет перематывания гусениц.
Силовая установка выполнена в едином блоке. Она включает: двигатель, коробку передач с гидротрансформатором, редуктор и фрикционы механизма поворота. В целях уменьшения габаритов танка моноблок размещен в корпусе диагонально. Двигатель — четырехтактный шестицилиндровый дизель с жидкостным охлаждением. Он экономичен и характеризуется большим сроком службы при низкой стоимости технического обслуживания.
Автоматическая трансмиссия с гидротрансформатором обеспечивает четыре передачи для движения вперед и одну для заднего хода. В качестве основных тормозов используются работающие от гидропривода сухие двухдисковые бортовые фрикционы, выполненные из чугуна. Они автоматически регулируются, требуют минимального технического обслуживания и время их надежной работы практически соответствует эксплуатационному ресурсу танка в целом. Для охлаждения фрикционов используется воздушный поток, образуемый эжектором, работающим от выхлопных газов двигателя.
Подвеска опорных катков танка индивидуальная торсионная. Балансиры передних и задних катков связаны с амортизаторами. Траки резинометаллической гусеницы имеют съемные резиновые подушки, обеспечивающие меньший шум и отсутствие юза при движении по дорогам с твердым покрытием. Гусеница выдерживает пробег до 10 тыс. км. Для движения по льду на траках вместо резиновых подушек монтируются специальные шипы высотой 50 мм. Перед преодолением водной преграды достаточно в носовой части корпуса танка поднять волноотбойный щит, открыть воздухозаборники и выхлопной патрубок двигателя на крыше кормовой части корпуса. Просачивающаяся внутрь танка вода откачивается четырьмя трюмными насосами.
Танк IKV-91 имеет легкую броневую защиту. Корпус и башня сварены из стальных листов. Передняя часть башни и верхний лобовой лист корпуса предохраняют экипаж от 20-мм снарядов. Бронирование танка над гусеничными полками имеет фальшборт, пространство за которым заполняется топливом, запасными частями и инструментами. Благодаря этому, по мнению шведских специалистов, повышается устойчивость против кумулятивных снарядов. Для защиты от радиоактивных осадков, химического и биологического оружия на танке имеется фильтровентиляционная установка, создающая небольшое избыточное давление очищенного воздуха в герметизированном боевом отделении.
Надежность и восстанавливаемость танка IKV-91 обеспечивается за счет широкого использования при его разработке конструктивных элементов, хорошо зарекомендовавших себя на ранее разработанных серийных боевых и коммерческих машинах. Так, двигатель танка устанавливался на грузовых автомобилях и автобусах, а бортовые фрикционы взяты от гусеничного бронетранспортера PBV-302. Вышедшие из строя детали и агрегаты танка легко заменяются. Все трубопроводы, шланги и электропровода имеют быстросъемные соединения. Ремонтные работы в полевых условиях облегчаются диагностическим оборудованием. Например, характер неисправностей лазерного дальномера экипаж может определить самостоятельна с помощью возимого комплекта приборов.
Для перевозки пехоты на поле боя шведские сухопутные войска располагают гусеничными бронетранспортерами PBV-301 и -302. PBV-301 был создан в 1961 году на базе устаревшего легкого танка STRV-41. Затем его заменили плавающим бронетранспортером PBV-302, который производился с 1964 по 1972 год. Всего было выпущено около 700 машин.
Корпус PBV-302 сварен из стальных листов, бортовая броня разнесенная. В пространстве между броневыми листами помещены аккумуляторные батареи и другое оборудование. В крыше имеются два откидных люка, позволяющие вести огонь из стрелкового оружия. Для посадки и высадки пехоты в задней части корпуса имеется двустворчатая дверь. Основное вооружение — 20-мм пушка, установленная во вращающемся башенке. Двигатель (шестицилиндровый дизель) расположен в передней части корпуса. Подвеска торсионная с гидравлическими амортизаторами. Движение по воде осуществляется за счет перематывания гусениц. Для БТР разработана гусеница, рассчитанная на пробег до 10 тыс. км.
На базе бронетранспортера PBV-302 созданы санитарная, командно-штабная, ремонтно-эвакуационная машины, а также подвижный командный пункт артиллерии.
Разработан проект модернизации PBV-302 в целях использования его в качестве боевой машины пехоты. Предусматривается: борта корпуса сделать наклонными и оборудовать их приборами наблюдения и шаровыми установками для размещения стрелкового оружия, установить дизельный двигатель мощностью 310 л. с. с автоматической трансмиссией и гидростатическим механизмом управления, вооружить бронетранспортер 25-мм пушкой, стабилизированной в двух плоскостях.
По сообщениям зарубежной печати, в настоящее время в Швеции ведется разработка нового основного боевого танка, который заменит танк STRV-103B. Проводятся испытания макетных образцов. По мнению шведских специалистов, новый танк будет иметь меньший боевой вес, а его стоимость может вдвое превысить стоимость STRV-103B.