103btrz.ru Танки Танк «Объект 906»

Танк «Объект 906»

Танк «Объект 906» разрабатывался на оригинальной базе ОКБ СТЗ (ВгТЗ) под руководством И.В. Гавалова с 1960 г. Главной целью этой работы являлось создание плавающего танка с более мощным основным оружием, чем у танка ПТ-76Б. Ведущим конструктором машины являлся Ю.В. Шадрин. В 1961-1962 гг. на ВгТЗ изготовили шесть опытных образцов плавающего танка, два из которых прошли испытания на НИИБТ полигоне в январе-августе 1963 г. На вооружение танк не принимался.

Танк имел классическую схему компоновки с продольным расположением двигателя в корпусе. В состав экипажа входили три человека. Механик-водитель размещался в носовой части корпуса в отделении управления по продольной оси машины. В отделении управления, помимо сиденья механика-водителя, находились: рычаги и педали управления, два щитка контрольных приборов, рукоятка подъема волноотражательного щита, рентгенометр ДП-3, автомат системы ППО, аккумуляторные батареи, гирополукомпас ГПК-59, часть ЗИПа и другое оборудование. Для наблюдения за полем боя и вождения машины у механика-водителя в основании его входного люка устанавливались три смотровых прибора. Центральный смотровой прибор был оборудован системой гидропневмоочистки, аналогичной системе, стоявшей в серийном среднем танке Т-55. Для вождения танка в ночных условиях вместо центрального смотрового прибора монтировался прибор ночного видения ТВН-2Б.

В боевом отделении (в башне) размещались: пушка со спаренным пулеметом; узлы и агрегаты стабилизатора; механизм заряжания пушки; боеукладка; сиденья командира танка (справа от пушки) и наводчика (слева от пушки), снабженные для удобства работы спинками; дневной и ночной прицелы; приборы наблюдения; средства связи; вентилятор системы ПАЗ; вытяжной вентилятор; часть возимого ЗИПа и другое оборудование. Посадка и выход наводчика и командира танка из машины осуществлялись через один общий люк, располагавшийся в крыше башни и закрывавшийся броневой крышкой. Для наблюдения за полем боя наводчик пользовался двумя призменными смотровыми приборами ТИП-165, командир – комбинированным (дневной – ночной) прибором ТКН-2 с осветителем ОУ-ЗК и двумя приборами ТНП-165, располагавшимися во вращающейся командирской башенке, оснащенной системой командирского целеуказания и устанавливавшейся на правой стороне крышки входного люка.

Для удобства работы экипажа в боевом отделении имелся подвесной вращающийся пол, изготовленный из алюминиевого сплава, связанный с верхним погоном опоры башни тягами. По периметру вращающегося пола к ободу и тягам крепилась сетка высотой 300 мм, предотвращавшая выпадение стреляных гильз пушки за его пределы.

В МТО устанавливались двигатель с обеспечивавшими его работу системами, узлы и агрегаты трансмиссии, водометные движители, водооткачивающие средства, тяги приводов управления, часть узлов и агрегатов систем ППО и ТДА.

Основным оружием танка являлась 85-мм нарезная пушка Д-58, с которой был спарен 7,62-мм пулемет СГМТ (с правой стороны). Пушка монтировалась в башне танка на щеках рамки с помощью съемных цапф люльки и оснащалась двухплоскостным стабилизатором «Звезда» с зависимой линией прицеливания, эжекционным устройством для удаления пороховых газов из канала ствола, двухкамерным дульным тормозом и механизмом заряжания. Длина ствола пушки составляла 5670 мм, давление пороховых газов в канале ствола достигало 304 МПа (3100 кгс/см2). Стопорение пушки по-походному осуществлялось с помощью штанги в положении, соответствовавшем углу возвышения +15°.

Стабилизатор «Звезда» обеспечивал скорость горизонтальной наводки от 0,05 до 20 град./с, по вертикали – от 0,05 до 4,5 град./с. С его помощью пушка приводилась на постоянный угол заряжания после производства выстрела, а также поворачивалась башня танка при командирском целеуказании.

При стрельбе из пушки прямой наводкой и спаренного пулемета днем использовался телескопический прицел ТШ2Б-8А, при стрельбе из пушки с закрытых огневых позиций – боковой уровень и азимутальный указатель, крепившийся на корпусе механизма поворота башни. Углы вертикальной наводки спаренной установки составляли от -5 до +20°. Для стрельбы ночью использовался ночной прицел наводчика ТПН-1 с осветителем Л-2А*. Окулярные части обоих прицелов находились на одном уровне. Привод на зеркальную систему ночного прицела осуществлялся от кронштейна дневного прицела с помощью тяги. В дневных условиях объективная часть прицела ТПН-1 (головка) снималась и укладывалась внутри машины, а на ее месте устанавливалась быстросъемная броневая крышка.

* — В проекте машины вместо прицелов ТШ2Б-8А и ТПН-1 был предусмотрен вариант установки комбинированного бесподсветочного прицела ТПНБ. Использование этого прицела, кроме удобства работы, улучшения боевых качеств вооружения (за счет отсутствия подсветки), обеспечивало снижение массы прицельного комплекса на 8 кг, однако его установка потребовала изменения конструкции башни, люльки пушки и параллелограммного привода.

Механизм поворота башни с двумя независимыми (ручным и электромоторным) приводами со сдающими звеньями, смонтированными в одном корпусе, располагался слева от пушки и крепился болтами к верхнему погону опоры башни.

Горизонтальный ленточный транспортер механизма заряжания пушки с электроприводом, рассчитанный на 15 выстрелов, находился в удлиненной нише башни. Для дистанционного управления процессом заряжания использовался специальный пульт управления.

Продолжительность цикла одного заряжания составляла 5 с. Скорострельность с использованием механизма заряжания достигала: максимальная (расчетная) очередью одним типом снаряда – 14 выстр./мин, минимальная – 9 выстр./мин.

В боекомплект пушки входили 40 унитарных выстрелов с бронебойными (8 шт.) и осколочно-фугасными (32 шт.) снарядами. Бронебойный снаряд, имевший начальную скорость 1000 м/с, обеспечивал на дальностях стрельбы 1000 и 2000 м пробитие вертикально установленной стальной броневой плиты толщиной 185 и 145 мм соответственно. Дальность прямого выстрела этим снарядом составляла 1170 м, а максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом достигала 13500 м.

Боекомплект пушки размешался: 25 выстрелов – во вращающейся части боевого отделения (15 – в транспортере механизма заряжания, из них 8 – с бронебойными снарядами и 10 – в вертикальной боеукладке), по 6 выстрелов – в укладках правой и левой ниш корпуса танка и 3 выстрела – в укладке на моторной перегородке. Боекомплект спаренного пулемета составлял 2000 патронов, снаряженных в ленты и уложенных в пяти патронных коробках (одна из них крепилась в рамке станка пулемета).

Броневая защита танка – противопульная (противоосколочная). Корпус машины сваривался элекгродуговой сваркой в среде аргона из катаных броневых листов алюминиевого сплава АБТ-101 толщиной 8, 10, 12, 20, 25 и 30 мм. Лобовая броня корпуса обеспечивала защиту от пуль Б-32 калибра 14,5 мм с дальности стрельбы свыше 100 м, борт корпуса не пробивался пулей Б-32 калибра 7,62 мм с дальностей свыше 350 м, а его форма обеспечивала минимальное сопротивление движению машины на плаву.

Носовая часть корпуса состояла из трех броневых листов. Верхний лист толщиной 20 мм с боковыми скулами имел угол наклона от вертикали 77°, средний лист толщиной 30 мм устанавливался под углом 55° от вертикали и нижний, толщиной 20 мм, – под углом 70°. Вертикально расположенные верхние бортовые листы корпуса в носовой (под углом 10° к продольной оси машины) и средней части имели толщину 30 мм, кормовые – 20 мм (под углом 45° к продольной оси). Нижняя вертикальная часть борта изготавливалась из броневых листов толщиной 25 мм. Кормовая часть корпуса состояла из верхнего вертикального листа толщиной 20 мм и нижнего 12-мм листа, установленного под углом 40° от вертикали. Крыша корпуса имела толщину 12 мм. В районе установки опоры башни подбашенный лист с двух сторон был усилен кольцами и через восемь пиллерсов опирался на балки днища и подкрылки.

Для обеспечения необходимой жесткости днище корпуса в районе боевого отделения и отделения управления изготавливалось толщиной 8 мм с продольными зигами, а в районе МТО – толщиной 10 мм. Литые кронштейны подвески и приемные патрубки водометов приваривавшиеся к днищу по периметру, дополнительно увеличивали его жесткость.

Схема поясов жесткости корпуса машины была аналогична схеме поясов жесткости танка «Объект М906». Конструкция волноотражательного щитка (с увеличенной до 480 мм шириной), механизма его подъема, а также механизма подъема крышки люка механика-водителя была аналогична конструкции соответствующих узлов танка ПТ-76Б. Как и на танке «Объект М906», крышка люка механика-водителя, его основание и обойма изготавливались из специальной стали.

Башня имела форму усеченного конуса с переменным углом наклона образующей к вертикали (от 50 до 40°) и развитую кормовую нишу. Она изготавливалась из стальных броневых листов марки 2П толщиной 8 и 15 мм (двух лобовых, двух бортовых, крыши и листов днища) и обеспечивала защиту экипажа и внутреннего оборудования от бронебойных пуль Б-32 калибра 14,5-мм на дальностях 100-150 м и калибра 7,62-мм – со всех дистанций обстрела. В лобовой части башни располагалась амбразура под установку пушки, справа и слева от которой были отверстия для спаренного пулемета и телескопического прицела. Снаружи амбразура пушки закрывалась маской, бронестойкость которой соответствовала бронестойкости лобовой проекции башни, и сверху – чехлом из ткани 23М, служившим для уплотнения зазоров между маской и рамкой. С внутренней стороны башни монтировались стальные щитки для удерживания свинцовых брызг от пуль, которые могли проникать через неплотности амбразуры.

Конструкция амбразуры спаренного пулемета отличалась от амбразуры танка ПТ-76Б наличием в ней улучшенного уплотнения, выполненного в виде шаровой опоры, которая через резиновый манжет крепилась к лобовой части башни. Амбразура прицела закрывалась специальным защитным стеклом, устойчивым к гамма-излучению.

В правом бортовом листе ниши башни имелось отверстие под установку вытяжного вентилятора, в левом – для выброса отсепарированной пыли из нагнетателя. Кроме того, на бортах башни приваривались четыре крюка для демонтажа и монтажа башни, а также поручни для десанта.

В крыше башни были сделаны вырезы: в левой части перед рабочим местом наводчика – под установку ночного прицела, в средней части – под входной люк, в кормовой части справа – под антенный ввод, слева – под лючок воздухопритока нагнетателя. В правой части крышки входного люка башни монтировалась вращающаяся командирская башенка из броневого алюминиевого сплава, а в ее левой части – две шахты под смотровые приборы наводчика. Для уравновешивания крышки люка и облегчения ее открывания служил торсион. Ниша башни в верхней части имела проем под установку механизма заряжания, который закрывался крышкой из алюминиевого сплава, крепившейся по периметру болтами.

Внутри нижней части корпуса башни вваривалось кольцо с отверстиями для крепления верхнего погона опоры башни. Для увеличения жесткости кольца к нему и к корпусу башни приваривались специальные ребра.

Наличие кормовой ниши под установку механизма заряжания пушки повысило уравновешенность башни, что положительно сказалось на ведении стрельбы на плаву.

Танк оснащался системами ПАЗ, УА ППО «Роса», ТДА и аварийной откачки воды. С целью защиты экипажа от ударной волны ядерного взрыва в боевом отделении были предусмотрены устройства, автоматически закрывавшие все отверстия при взрыве, а также стопорившие башню. Для вентиляции боевого отделения применялись вытяжной вентилятор осевого типа и нагнетатель центробежного типа, устанавливавшиеся, соответственно, на правом (в районе расположения командира) и левом (сзади наводчика) бортах башни. При работе нагнетателя в загерметизированном танке создавалось избыточное давление 0,49 кПа (0,005 кгс/ см2), необходимое для защиты от проникновения радиоактивной пыли внутрь танка при преодолении очагов радиоактивного заражения. Дополнительно к прибору РБЗ-1М устанавливался рентгенометр ДП-3, позволявший измерять мощность радиоактивного излучения в пределах 0,1-500 Р/ч.

Кроме того, для защиты экипажа от действия 0В и токсичного пожаротушащего состава системы ППО рабочие места командира танка и наводчика оснащались средствами индивидуальной защиты. В состав защитного комплекта входили фильтр от общевойскового фильтрующего противогаза, шланг, полумаска и переключающее устройство.

Система УА ППО обеспечивала ручное включение и выключение вентиляторов боевого отделения. В ее состав входил автомат системы «АС», сигнализирующий о пожаре и наличии числа заряженных баллонов, осуществлявший остановку двигателя, поочередное срабатывание баллонов, 4-6 с задержку подачи смеси «3,5» в МТО и обеспечивавший ручное включение системы УА ППО. В танке монтировались семь термодатчиков, три из которых размещались в боевом отделении и четыре – в МТО.

В МТО первого изготовленного танка был установлен дизель 8Д-6М мощностью 221 кВт (300 л.с.). В системе охлаждения использовались один эжектор и водяной радиатор с увеличенной площадью охлаждения, которые располагались по левому борту МТО (этот танк в настоящее время хранится в Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. – Прим. авт.).

На последующих машинах применялся дизель УТД-20 мощностью 221 кВт (300 л.с.). Пуск двигателя осуществлялся сжатым воздухом (основной способ) или с помощью электростартера СТ-713 мощностью 11 кВт (15 л.с.). Емкость четырех топливных баков (400 л.), располагавшихся в МТО, и двух дополнительных топливных баков емкостью 50 и 150 л, размещавшихся снаружи на бортах корпуса, обеспечивали танку запас хода по шоссе 500 км. Все топливные баки были выполнены из алюминиевого сплава АМГ-6.

В системе воздухоочистки использовался двухступенчатый воздухоочиститель типа ВТИ. Система смазки двигателя – циркуляционная, принудительная, высокотемпературная. В ней применялись разогрев масла охлаждающей жидкостью из системы подогрева и фильтрация масла с помощью центрифуги, устанавливавшейся на двигателе. Расходная емкость масляного бака составляла 35 л (общая – 90 л). Конструкция маслобака представляла собой один узел, в котором были объединены маслобак и подогреватель. Он размещался перед двигателем, слева от оси машины. Масляный радиатор устанавливался в правом эжекторе над водяным радиатором. Для облегчения прокачки масла в условиях низких температур масляный насос имел водяную рубашку, соединенную с системой подогрева двигателя.

Система охлаждения двигателя – жидкостная эжекционная, высокотемпературная, закрытого типа. Два эжектора с двумя радиаторами системы охлаждения располагались по бортам МТО. Такая установка эжекторов исключала рециркуляцию выхлопных газов. В правом эжекторе имелось эжекционное устройство для автоматического удаления пыли из воздухоочистителя.

В состав механической трансмиссии входили двухдисковый главный фрикцион, двухпоточный МПП бездифференциального типа, обеспечивавший пять передач переднего и одну передачу заднего хода, приводы к водометам и компрессору АК-150С и два однорядных простых бортовых редуктора (см. Часть 18 >>>). Главный фрикцион монтировался на маховике двигателя.

В корпусе МПП устанавливался на трех опорах (две опоры бугельного типа на оси грузового вала и одна – по оси ведущего вала). Рассматривался вариант прифланцовывания МПП к двигателю, но от этого отказались из-за исключения возможной унификации при его использовании на других машинах, предполагавшихся к созданию на базе данного танка.

Ленточные остановочные тормоза сухого трения с пластмассовыми накладками были вынесены из алюминиевого картера МПП. В приводе их управления, в отличие от привода остановочных тормозов в танке ПТ-76Б, где для торможения машины использовались рычаги управления, установили педаль тормоза.

Бортовые редукторы, выполненные по кинематической схеме бортовых редукторов танка ПТ-76, отличались от них величиной передаточного числа (5,09), а их корпуса изготавливались из алюминиевого сплава АЛ-19.

Трансмиссия обеспечивала совместную и раздельную работу гусеничного и водометного движителей. Привод к водометам осуществлялся от вала дополнительного привода МПП с помощью зубчатой муфты и не зависел от номера включенной передачи. Этим обеспечивалась возможность безостановочного входа танка в воду на любой передаче без обязательного перехода на низшую передачу, как это было на ПТ-76Б.

В конструкции водометов использовались серийные рабочие колеса насосов и направляющие аппараты, остальные их части подверглись конструктивным изменениям, направленным на снижение массы и повышение эффективности работы (уменьшили длину водометной трубы, привели все ее сечения к форме круга, для снижения гидравлических потерь увеличили радиус кривизны, а для увеличения силы тяги обеспечили прямолинейность выбрасываемой струи и др.). Расчетная долговечность водометного движителя возросла с 75 до 100 ч.

Для управления танком на плаву служили заслонки типа «Секач», которые отличались от заслонок в танке ПТ-76Б наличием выносной опоры – кронштейна, крепившегося двумя призонными болтами и воспринимавшими осевую нагрузку от напора воды. Диаметр кормовых патрубков по сравнению с кормовыми патрубками танка ПТ-76Б был уменьшен с 340 до 250 мм, что позволило сократить габариты заслонок и их массу. Для уменьшения фонтана брызг на кормовом листе корпуса по радиусу прокачки заслонок устанавливался отражательный козырек.

В системе подрессоривания танка применялась индивидуальная торсионная подвеска с телескопическими поршневыми гидроамортизаторами двухстороннего действия, которые монтировались на первых, вторых и седьмых узлах подвески. Максимальные касательные напряжения заневоленных торсионных валов составляли 953,2 МПа (9720 кгс/см2). При транспортировке танка самолетами ан-12 передние и задние узлы подвески выключались с помощью специальных винтовых приспособлений, входивших в комплект ЗИП машины. При этом обеспечивалось жесткое соединение балансиров опорных катков с корпусом танка. Особенностью системы подрессоривания танка являлось встречное расположение балансиров седьмых узлов подвески.

В состав гусеничного движителя (применительно к одному борту) входили семь опорных и четыре поддерживающих односкатных катков с наружной амортизацией, направляющее и ведущее колеса, компенсирующее устройство и гусеница с ОМШ, заимствованная у танка ПТ-76. Для танка «Объект 906» была разработана, изготовлена и прошла испытания гусеница с последовательным РМШ. Трак гусеницы с РМШ (штампованный, с приварными гребнями) имел ширину 350 мм и шаг 128 мм. Среднее давление на грунт составляло 43,2 кПа (0,44 кгс/см2).

Опорные катки танков «Объект 906» и ПТ-76Б имели одинаковые размеры и посадочные места и поэтому в сборе были взаимозаменяемыми. Диски полых опорных катков изготавливались из алюминиевого сплава АМГ-6. Это позволило снизить массу опорного катка с 59,5 до 37 кг. Направляющие и ведущие колеса были заимствованы у танка ПТ-76Б без изменений. При использовании гусениц с РМШ устанавливались ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами, отлитыми из стали КДЛВТ, и ступицами из алюминиевого сплава АЛ-19. В их конструкции предусматривалась возможность замены венцов без демонтажа ведущего колеса. При этом само ведущее колесо могло устанавливаться как на левый, так и на правый борт корпуса. Тип зацепления ведущего колеса с гусеницей с РМШ – цевочный, а способ передачи усилия в зацеплении – толкающий (с гусеницей с ОМШ – тянущий). Масса комплекта гусениц с РМШ (224 трака) составляла 1380 кг.

Компенсирующее устройство предназначалось для автоматического натяжения гусеницы при движении машины с помощью специальных штанг, обеспечивавших кинематическую связь между направляющим колесом и первым опорным катком. При проведении испытаний была выявлена недостаточная эффективность компенсирующих устройств, так как применение нижних ограничителей ходов опорных катков приводило к отрыву гусеницы от катка при переезде вогнутых поверхностей, в особенности при движении задним ходом.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 24 В. Основными источниками электроэнергии служили две аккумуляторные батареи 12СТ-70 и генератор ВГ-7500 мощностью 5 кВт. Для обеспечения нормальной эксплуатации танка в условиях низких температур предусматривался электрический обогрев прицела, смотровых приборов, стекла защитного колпака механика-водителя и часов. Для дорожной сигнализации на танке монтировались пять габаритных фонарей (один из них на башне). Кроме того, имелись два фонаря желтого цвета для связи экипажа с пехотой. Для внешнего освещения использовались фары ФГ-102 и ФГ-100 с ИК-фильтром.

Для внешней связи в танке служила радиостанция Р-113, для внутренней – переговорное устройство ТПУ Р-120. В дальнейшем предполагалась замена средств связи на радиостанцию Р-123 и переговорное устройство ТПУ Р-124.

Related Post

41M «Turan»41M «Turan»

Поиски лицензии на средний танк привели венгров на переговоры с чехословацкой фирмой «Шкода», которая еще в 1938 году параллельно с ЧКД разрабатывала проект такого танка для чехословацкой армии. Тогда преимущество