103btrz.ru Танки «Меркава» — основной танк, Израиль

«Меркава» — основной танк, Израиль

История создания
К концу шестидесятых годов танки АМХ-13, модернизированные “Шерманы” и “Центурионы” уже перестали отвечать требованиям, предъявлявшимся к бронированным машинам израильскими военными. В то время в Европе танкостроители и военные разделились на два лагеря: немцы и французы отдавали предпочтение стратегической подвижности перед бронезащитой и огневой мощью, в то время как англичане ставили на первое место защищенность и огневую мощь.

Отражением взглядов конструкторов стали танки “Леопард-1”, АМХ-30 и “Чифтен”. Последний коллеги англичан по другую сторону Ла-Манша раскритиковали в пух и прах, упирая на его относительно невысокую подвижность. Однако именно “Чифтеном” заинтересовались израильтяне, которые также, как и англичане считали, что тактическая подвижность танка на поле боя гораздо важнее стратегической. А подвижность тактическая, в свою очередь, определяется возможностью машины передвигаться под огнем противотанковых средств, то есть, — толщиной ее брони. В 1966 году два “Чифтена” были доставлены в Израиль, где прошли тщательные испытания, которые окончились уже после шестидневной войны 1967 г. Опыт боевых действий лишний раз подтвердил правильность выбора “Чифтена”, а не АМХ-30, или “Леопарда-1”.

Так, более медленные, но хорошо бронированные “Центурионы” оказались на поле боя куда мобильнее легких и маневренных, но слабо защищенных АМХ-13. Израиль принял решение закупить танки “Чифтен”. Условия контракта уже были практически согласованы, когда в 1969 г. правительство Великобритании наложило вето на поставку военной техники в Израиль. После 1967 года в открытую поставляли оружие в эту страну только США. Израиль, наряду с ЮАР, стал государством-изгоем. Руководство страны считало зависимость от поставок оружия только из одной страны крайне уязвимой.

На рубеже 1969-70 годов было принято решение разрабатывать танк собственными силами. Решение крайне непростое, поскольку в Израиле вообще не было танкостроительной промышленности. Существующие заводы выполняли лишь восстановительный ремонт бронетехники, а конструкторы имели лишь весьма ограниченный опыт модернизации танков “Шерман”, “Центурион” и М48, причем большинство подобных проектов разрабатывалось совместно с иностранными специалистами. Ряд высокопоставленных лиц считал, что программа разработки и строительства собственных основных боевых танков Израилю просто не по карману.

Полномасштабное проектирование началось в августе 1970 года после окончания экономико-технологических исследований принципиальной возможности создания израильского танка. Показательно, что в отличие от всех других стран мира, в Израиле разработка танка велась под эгидой министерства финансов, а одним из решающих факторов, повлиявших на решение начать проектирование, стал американский кредит на сумму в 120 млн. долл.

Официальная мотивация программы была следующей: только танк отечественной конструкции будет наилучшим образом соответствовать израильской доктрине применения бронетехники, страна будет в меньшей степени зависеть от иностранных поставок оружия и, наконец, экономические резоны — производство собственных танков потребует меньших финансовых затрат, чем закупка боевых машин за рубежом. Все работы по проектированию возглавил генерал-майор Израиль Тал, что тоже необычно для мировой практики танкостроения. Тал был не инженер, а боевой офицер, участник всех арабо-израильских войн. Во время шестидневной войны он командовал одной из трех бронетанковых колонн, сокрушивших египтян на Синае, а в конце 60-х годов занял пост командующего бронетанковыми войсками армии обороны Израиля.

Под руководством Тала группа офицеров-танкистов тщательно изучила опыт последней войны, в особенности статистику распределения попаданий снарядов в танки. Этот анализ показал, что наибольшее число попаданий приходится на лобовую часть башни, следовательно, лобовую проекцию башни перспективного танка необходимо было свести к минимуму, “утопив” ее в корпус. Танк должен иметь возможно более высокий уровень защиты, даже в ущерб подвижности. В то же время добиться одинакового уровня защиты всех основных компонентов танка невозможно. Ограниченные людские ресурсы страны диктовали необходимость максимальной защиты членов экипажа: пусть танк будет полностью выведен из строя, но экипаж должен уцелеть. Статистика показывала, что в случае детонации боезапаса экипаж, как правило, гибнет полностью. Значит, в максимальной степени броней должны быть прикрыты члены экипажа и боекомплект.

Дополнительную защиту можно обеспечить, разместив моторно-трансмисси-онное отделение в передней части корпуса, кроме того, при такой компоновке экипаж получает возможность покинуть поврежденную машину через люк в наименее уязвимой для фронтального обстрела кормовой части корпуса. Большое внимание уделялось удобству работы танкистов. Проектировщики исходили из постулата “танк — это дом экипажа в военное время”. Тал предложил весьма спорную концепцию круглосуточного использования танка, для чего предусматривалось размещение двух экипажей в одной машине — один отдыхает, другой воюет.

При необходимости места резервного экипажа могут использоваться для эвакуации раненых с поля боя. Без сомнения, такая концепция привела к беспрецендентному в современном танкостроении увеличению забронированного объема корпуса и размеров самого танка, а возможность дополнительной перевозки людей внутри машины поставила в тупик многих экспертов, которые одно время даже пытались выделить израильский танк в особый подвид танков-БМП. Если компоновка танка вырисовывалась весьма необычной, то его вооружение было вполне традиционным — 105-мм нарезная пушка М68 — американский лицензионный вариант знаменитого английского танкового орудия L7.

Анализ танковых боев 1967 г. показал, что основные дистанции стрельбы из пушек даже в условиях пустынь Синайского полуострова редко превышали 1000 м, а на Голанских высотах средние дистанции стрельбы были и того меньше — 300 м. В условиях конкретного ближневосточного театра военных действий 105-мм орудие вполне удовлетворяло требованиям к танковой пушке. Рассматривалась возможность установки на танке автомата заряжения и сокращения числа членов экипажа до трех человек, однако это предложение вызвало резкие возражения военных, считавших, что применение автомата усложнит конструкцию танка, а для эффективного управления, обслуживания и охраны машины необходим экипаж из, как минимум, четырех человек.

Проектирование велось очень высокими темпами, несмотря на то, что первоначально в работах принимали участие всего 35 человек. Все бюрократические проволочки удалось свести к минимуму во многом благодаря самому Талу и теснейшему сотрудничеству военных и проектировщиков. В литературе приводятся разные даты начала проектирования -1967 г., 1969 г. и 1970 г. Полномасштабная разработка началась только в 1970 г. В 1967 г. военные, возглавляемые Талом, начали исследование опыта шестидневной войны и предварительную выработку ТТЗ на основной боевой танк, а в 1969 г. анализировалась принципиальная возможность проектирования и строительства танков в Израиле.

Макет танка, изготовленный из конструкционной стали, был готов уже в апреле 1971 г. Исследование концепции переднего размещения МТО отрабатывалась в 1972 г. на переделанном танке “Центурион”, а в декабре 1974 г. начались испытания двух прототипов первого танка израильской конструкции. Решение о серийном производстве было принято еще до начала испытаний опытных образцов, а подготовка к серийному производству на танкоремонтном заводе армии обороны Израиля началась в 1976 г. Расходы на разработку составили 65 млн. долл. — меньше, чем на проектирование любого другого западного танка. Все работы по новому танку велись в обстановке секретности.

Первые сообщения о том, что в Израиле ведется проектирование собственного основного боевого танка в западной прессе появились в 1972 году. Проект фигурировал под разными названиями (в частности, “Сабра”), а настоящее название танка — “Меркава” (“Колесница”) — принимали за фиктивное, удачно скрывающее разработку. Колесница — она и есть колесница, поди разберись, что скрывает такое название. Весной 1977 года израильское телевидение показало новый танк, после чего снимки, сделанные с экрана телевизора, обошли страницы многих военных изданий. Тогда же появилась информация, что началось производство предсерийной партии из 40 машин; в октябре 1978 г. первый танк “Меркава” был официально передан в войска.

Одним из первых батальонов, укомлектованных “Меркавами”, командовал сын генерал-майора Тала. Официальная презентация танка состоялась во время визита премьер-министра Израиля Менахима Бегина на сборочный завод государственной фирмы 1MI в Тель-а-Шуме-ре. В производстве танка участвуют более 200 военных, гражданских и частных предприятий; 70% компонентов машины изготавливается в Израиле, 30% — поступают из-за рубежа. Большие сложности вызвало производство литых броневых деталей корпуса и башни, а также изготовление самой брони. Двигатели и трансмиссии поставляются из США.

Related Post

Танк «Объект М906»Танк «Объект М906»

Танк «Объект М906», выпущенный в I квартале 1961 г. на ВгТЗ в одном опытном образце, предназначался для проведения ходовых испытаний по специальной программе для проверки конструкции корпуса машины, изготовленного из

Легкий танк М551 «Шеридан», СШАЛегкий танк М551 «Шеридан», США

Первоначально машина называлась «бронированная разведывательная / воздушно-десантная штурмовая». В период между 1966 и 1970 годами в американскую армию было поставлено 1700 ед. По назначению машина определялась как основное средство разведки

Танк «Объект 906»Танк «Объект 906»

Танк «Объект 906» разрабатывался на оригинальной базе ОКБ СТЗ (ВгТЗ) под руководством И.В. Гавалова с 1960 г. Главной целью этой работы являлось создание плавающего танка с более мощным основным оружием,