103btrz.ru БТР Опытный бронетранспортёр «Объект 112»

Опытный бронетранспортёр «Объект 112»

ОПЫТНЫЙ БРОНЕТРАНСПОРТЁР «ОБЪЕКТ 112» (СССР)

Бронетранспортер «Объект 112» предназначался для повышения подвижности, боевой мощи и усиления защищенности стрелковых подразделений и частей танковых и механизированных дивизий. Он был разработан в 1919 г. в Свердловске коллективом конструкторов Уралмашзавода под руководством Л.И. Горлицкого. ОКР по проектированию и изготовлению БТР была задана Постановлением СМ СССР от 9 апреля 1947 г. В 1949 г. с использованием узлов и агрегатов самоходной артиллерийской установки СУ-100П был изготовлен опытный образец для проведения заводских испытаний. К концу того же года был готов и опытный образец БТР для проведения государственных испытаний, которые были проведены в январе-марте 1950 г. на HИИБТ полигоне в Кубинке в объеме 5004 км пробега.

Машина испытаний не выдержала вследствие конструктивных дефектов ходовой части. После доработки ходовой части опытный образец БТР прощел заводские испытания в осенне-зимних условиях в объеме 3000 км пробега. На основании Постановления СМ СССР от 27 декабря 1951 г. Уралмашзавод к лету 1953 г. изготовил три доработанных опытных образца БТР «Объект 112». Коллектив конструкторов Уралмашзавода с июня 1953 г. возглавил главный конструктор Г.С. Ефимов. Три опытных образца с 13 августа по 13 октября 1953 г. прошли Boйсковые испытания в районе г. Житомир в объеме 5000 км пробега. Были выявлены производственные и конструктивные недостатки, основными из которых являлись ненадежная работа коробки передач, вентилятора, тормозов ПМП. После их устранения осенью 1954 г. были проведены контрольные испытания двух опытных БТР. В ходе испытаний было отмечено, что подвеска не обеспечивает движение БТР с высокими средними скоростями по грунтовым ухабистым дорогам.

Большая удельная мощность бронетранспортера полезно не реализовывалась. Сложная и дорогая в производстве гусеница с РМШ не обеспечивала надежную работу свыше 3000 км. Десант в количестве 25 человек был размещен в машине очень тесно, что приводило к его быстрой утомляемости. Установка 7,62-мм пулемета СГМБ на БТР оказалась неэффективной. Всего было изготовлено 7 опытных образцов бронетранспортера «Объект 112». На вооружение бронетранспортер не принимался, так как было признано целесообразным оснащать армию более простым в производстве плавающим гусеничным бронетранспортером «Объект 750», разрабатывавшимся одновременно с БТР «Объект 112».

Опытный бронетранспортёр «Объект 112»Схема общей компоновки бронетранспортера «Объект 112» предусматривала переднее расположение отделения управления и МТО и кормовое размещение десантного отделения. Отделение управления находилось слева по ходу машины, моторно-трансмиссионное — справа. В отделении управления друг за другом располагались рабочие места механика-водителя и командира машины. В корпусе БТР имелись сиденья для 25 членов десанта. Для стрельбы из личного оружия членов десанта в бортах корпуса и в двух десантных дверях имелось по одной амбразуре. На двух опытных БТР, проходивших контрольные войсковые испытания в бортах корпуса имелось по две амбразуры. Спешивание и посадка стрелков осуществлялись через люк, располагавшийся в кормовой части корпуса. Люк закрывался двумя бронированными дверьми.

В правой передней части десантного отделения, не имевшего броневой крыши, на специальной опоре была смонтирована турельная установка с 14,5-мм пулеметом КПВ-44. Углы снижения и возвышения пулемета находились в пределах от -5 до +85°, горизонтальный угол обстрела составлял 360°. На кронштейне, приваренном к корпусу машины, устанавливался 7,62-мм пулемет СГМБ. Боекомплект к пулемету КПВ-44 составлял 500 патронов, к СГМБ — 2000 патронов. На двух опытных БТР, проходивших в 1954 г. контрольные войсковые испытания, пулемет СГМБ не устанавливался, а боекомплект к КПВ был увеличен до 1000 патронов. Броневая защита — противопульная. Корпус сваривался из листов толщиной 4, 6, 8 и 15 мм, изготавливавшихся из броневой стали марок 2П высокой твердости и 43ПСМ средней твердости.

На машине вдоль продольной оси корпуса устанавливался дизель В-54-105 мощностью 294 кВт (400 л.с.). Общая емкость четырех топливных баков составляла 450 л. Запас хода составлял 200-395 км в зависимости от дорожно-грунтовых условий. В состав трансмиссии входили многодисковый главный фрикцион сухого трения, двухпоточный механизм передач и поворота бездифференциального тина и два одноступенчатых бортовых редуктора с косозубыми шестернями. В состав МПП входили шестиступенчатая двухвальная коробка передач и два суммирующих планетарных ряда. Двухпоточный МПП позволял осуществлять поворот вокруг центра машины при одновременном переводе рычага управления в первое фиксированное положение и нейтральном положении рычага переключения передач.

В ходовой части БТР «Объект 112» применялись гусеницы с РМШ последовательного типа, четырнадцать двухдисковых опорных катков с наружной амортизацией, восемь поддерживающих катков, индивидуальная торсионная подвеска и четыре поршневых гидроамортизатора двухстороннего действия. Для внешней связи использовалась коротковолновая радиостанция 10 РТ-26Э, для внутренней связи — танковое переговорное устройство ТПУ-47.

Технические характеристики «Объект 112»
Боевая масса — 18,1 т;
экипаж — 3 чел.,
десант — 25 чел.;
вооружение: пулемет — 14,5 мм, пулемет — 7,62 мм;
броневая защита — противопульная;
мощность дизеля — 294 кВт (400 л.с.);
максимальная скорость — 65 км/ч.

автор статьи: Солянкин А.Г.
первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»

Related Post

Бронетранспортер EE-11, БразилияБронетранспортер EE-11, Бразилия

Работы по созданию бронетранспортера EE-11 начались на фирме Engesa в январе 1970 г., а в июле был уже готов опытный образец машины CTRA (Сагго de Transporte sobre Rodas Anfibio), более

Бронетранспортер Al Fahd, Саудовская АравияБронетранспортер Al Fahd, Саудовская Аравия

Компания «Abdallah Al Faris», занимающаяся тяжелым машиностроением, находяится в Сайдовской Аравии в г. Дамман, на побережье Персидского залива. Эта компания разработала и построила первый чисто аравийский бронетранспортер Al Fahd. Это

Бронетранспортер Тип 93 (Type 93) WZ-523Бронетранспортер Тип 93 (Type 93) WZ-523

На военном параде в Пекине, проходившем в октябре 1984 г., впервые были показаны бронетранспортеры китайской конструкции фирмы НОРИНКО. На вооружении армии КНР состояли в основном копии советских БТР-40/152/80, поэтому появление