103btrz.ru Самоходные установки ПОСЛЕВОЕННЫЕ «СОТКИ»

ПОСЛЕВОЕННЫЕ «СОТКИ»

Василий МАЛИКОВ, академик Российской академии ракетных и артиллерийских наук
(Техника молодежи №10 за 1998 год)
Иллюстрации к статье
Самоходная артиллерийская установка СУ-100М Самоходная артиллерийская установка СУ-100ПМ Тормоз отката и накатник СУ-100М Устройство подкалиберных бронебойных снарядов

В наступательных операциях периода второй мировой войны главную роль играли танковые и моторизованные соединения. Поэтому возросло значение противотанковой артиллерии, в том числе самоходной. Так, в Германии развернули массовое производство истребителей танков, что же касается Советского Союза, то в октябре 1942 г. вышло постановление Государственного Комитета обороны, предусматривавшее создание и выпуск самоходных орудий разного назначения. А вскоре приказом наркома танковой промышленности при заводе «Уралмаш» организовали Специальное конструкторское бюро (ныне ЦКБ «Трансмаш»), сотрудникам которого предстояло заниматься их проектированием. Руководил СКБ Л.И.Горлицкий.

Уже в 1943 г. на этом предприятии, для сопровождения танковых подразделений и решения других боевых задач, на шасси среднего танка Т-34 создали самоходную установку СУ-85. В ее смещенной вперед, неподвижной бронерубке разместили пушку Д5С конструкции Ф.Ф.Петрова. СУ-85 вышла удачной, и Действующая армия получила 2329 таких машин.

Однако после того как и «тридцатьчетверку» оснастили артсистемой калибра 85 мм, войскам понадобилось более мощное самоходное орудие, которое могло бы бороться с новейшей немецкой бронетанковой техникой и оказывать огневую поддержку пехотным частям. Его создали в 1944 г. на базе того же Т-34, в передней части несколько измененной бронерубки установили 100-мм пушку Д10С, также разработанную в КБ Ф.Ф.Петрова. Всего изготовили 2495 самоходок СУ-100 («ТМ», № 10 за 1977 г.), они оставались на вооружении Советской Армии и после Великой Отечественной войны.

… После появления ядерного оружия возникла потребность оснастить армии техникой, приспособленной к боевым действиям в новых условиях. Это относилось и к САУ, в том числе противотанковым. У них предстояло увеличить дальность и точность стрельбы, улучшить маневренность на поле боя и проходимость на местности. Подобно самоходкам военного времени, им следовало поражать вражескую бронетанковую технику, разрушать полевые укрепления, подавлять артиллерийские и минометные батареи и уничтожать живую силу. К разработке машин, которые были бы меньше, быстрее предшественников и имели бы больший возимый боекомплект, специалисты «Уралмаша» приступили в 1947г.

А к 1949 г. была изготовлена машина, которой присвоили индекс СУ-100П. Ее выполнили на основе тяжелой серийной СУ-152 («ТМ», № 8 за 1997 г.) с корпусом из катанных броневых листов.

В передней части боевого отделения разместили 100-мм пушку Д50/Д10 со стволом длиной 5610 мм, заимствованным у танкового орудия Д10, поэтому их баллистические характеристики были практически одинаковыми.

Качающаяся часть пушки с механизмами наведения находилась на раме, компенсирующее устройство обеспечивало ее плавное перемещение по вертикали, подъемный и поворотный механизмы были секторного типа. Углы вертикального наведения ствола составляли от минус 5 до плюс 37 градусов, горизонтального — по 8 градусов в обе стороны.

В пушке применили клиновой, полуавтоматический затвор с механическим и электрическим спуском. С помощью последнего удалось заметно сократить время запаздывания — интервал между прицеливанием и выстрелом, тем самым обеспечив большую эффективность огня.

Орудие было оборудовано гидравлическим тормозом отката и гидропневматическим накатником. Их штоки, закрепленные на казеннике, после выстрела отходили вместе со стволом, а цилиндры, находившиеся на кронштейнах люльки обойменного типа, оставались на месте.

При ведении огня прямой наводкой расчет пользовался телескопическим прицелом ОП-2, а при стрельбе с закрытых позиций панорамным ЗИС-3; наибольшая дальность стрельбы достигала 15800м.

В боекомплекте имелись унитарные выстрелы — осколочно-фугасные со снарядами весом по 15,6 кг, обладающими начальной скоростью 900 м/с, и бронебойные, со снарядами по 15,8 кг (895 м/с). Давление пороховых газов в орудии составляло 3000 кг/кв.см.

Отделение управления было впереди слева, смещенная вправо дизельная силовая установка располагалась не в кормовой части, как у прототипа, а в центре корпуса. Подвеска — торсионная, индивидуальная, с гидравлическими амортизаторами телескопического типа. Опорные и поддерживающие катки были обрезиненными, гусеницы — мелкозвенчатыми, с резино-металлическими шарнирами. Такая ходовая часть вполне обеспечивала машине высокую маневренность и хорошую проходимость.

В 1950 г. СУ-100П представляли на полигонные испытания. Члены Государственной комиссии нашли недостаточно удовлетворительной устойчивость самоходки при ведении огня прямой наводкой полными зарядами, кроме того, ненадежно действовали затвор и подъемный механизм. Для получения должной устойчивости разработчикам посоветовали понизить линию огня на 40-50 мм. Для этого следовало изменить ходовую часть и установить пушку на раме ниже на 50-60 мм.

К 1952 г. подготовили три улучшенные самоходки этого типа, и, после очередных испытаний, в течение пяти лет СУ-100П производили небольшой серией. Правда, действие выпущенных из их пушек снарядов по танкам и полевым фортификационным сооружениям оставалось недостаточно эффективным.

По этой причине почти одновременно разрабатывалась другая машина СУ-100М, которую собирались вооружить более мощной артсистемой. Для нее на харьковском заводе № 75 проектировали и создавали новую ходовую часть. Тамошние конструкторы учли замечания Государственной комиссии, касающиеся СУ-100П, и постарались понизить высоту линии огня, чтобы машина была бы устойчивой при стрельбе с любым углом возвышения ствола.

А в ОКБ пермского завода № 172 занимались изготовлением орудия. Его разработали на основе танковой Д10, и уже в следующем году выпустили опытный образец переделанной пушки со стволом длиной 5570 мм и клиновым затвором, получившей обозначение М63. Для уменьшения отдачи и, следовательно, улучшения устойчивости при ведении огня прямой наводкой полными зарядами ее оборудовали эффективным дульным тормозом. Кроме того, пушку оснастили эжектором, с помощью которого после выстрела продували ствол, чтобы при наивысшей скорострельности в боевом отделении не накапливались пороховые газы.

Качающуюся часть М63 поместили не в традиционной неподвижной бронерубке, а в башне обтекаемой, почти сферической формы, несколько сместив ее к корме. Углы возвышения ствола составляли от минус 5 до плюс 36 градусов, горизонтальное наведение осуществляли в пределах 10 градусов на каждый борт.

В боевом отделении помещались экипаж и боекомплект, состоящий из таких же, как у СУ-100П, осколочно-фугасных и бронебойных унитарных выстрелов, только давление пороховых газов в орудии довели до 3100 кг/кв.см.

В 1952 г. опытный образец СУ-100М предъявили на полигонные испытания. После них члены Государственной комиссии пришли к выводу, что, поскольку по максимальной дальности стрельбы в 15000 м она безусловно уступает уральской самоходке, а по огневой мощи лишь соответствует ей, принимать СУ-100М на вооружение и запускать в серийное производство параллельно с СУ-100П вряд ли целесообразно.

Тем временем в ОКБ «Уралмаша» учли выявленные недостатки и создали улучшенный вариант своей самоходной установки, у которой удалось повысить дальнобойность пушки. Этой машине присвоили обозначение СУ-100ПМ. В ее конструкции применили ряд весьма оригинальных технических решений, некоторые нашли применение в последующих машинах этого класса.

Работу над проектом СУ-100ПМ завершили в 1952 г. Как и СУ-100М, новая самоходка получила специальную, а не заимствованную, как прежде, гусеничную ходовую часть. Моторно-трансмиссионное отделение поместили на несущей раме-лафете, боевое — расположили ближе к корме, корпус выполнили из бронелистов разной толщины.

Качающаяся часть такой же, какуСУ-100П, пушки с клиновым затвором, находилась на станке во вращающейся башне, что позволило несколько сократить общую длину самоходки. Углы возвышения ствола изменили, теперь они стали от минус 2 до плюс 40 градусов. При наибольшем угле максимальная дальность стрельбы достигала 18000 м, что было больше, чем у СУ-100П и СУ-100М. Углы горизонтального наведения увеличили до 10 градусов на оба борта.

В боекомплект, кроме осколочно-фугасного и бронебойного, ввели еще и унитарный выстрел с подкалиберным снарядом весом 9,25 кг. Он содержал сердечник из особо твердого сплава и обладал повышенной до 1100 м/с начальной скоростью, поэтому пробивал броню толщиной до 200-230 мм. Для сравнения напомним, что обычные бронебойные тупо- и остроголовые снаряды, выпущенные с самой выгодной дистанции примерно 100 м, пронизывали стальные листы толщиной не более 172 мм.

В распоряжении наводчика имелись телескопический прицел ТШ-19 и, для ведения огня с закрытых позиций, — панорамный.

Полигонные испытания новой самоходки начались в том же 1952 г. В заключении, подписанном членами Государственной комиссии, вновь отмечалась недостаточная устойчивость самоходной установки при стрельбе и, кроме того, теснота боевого отделения. Последнее объяснялось чисто технической причиной — ограниченным диаметром погона, на котором держалась вращающаяся башня.

Несмотря на это, достоинства СУ-100ПМ нашли превалирующими, и в 1953 г. ее приняли на вооружение Советской Армии. Эти противотанковые самоходки, созданные с учетом боевого опыта, ознаменовали переходный этап в истории подобных боевых машин — от созданных в военную пору до появившихся в эпоху ракетно-ядерного оружия.

Related Post

Самоходный миномет 2С4 «Тюльпан»Самоходный миномет 2С4 «Тюльпан»

САМОХОДНЫЙ МИНОМЕТ 2С4 Проектирование самоходного миномета 2С4 началось в 1966 году, в ОКБ-3 «Уралтрансмаша» под руководством главного конструктора Г.С. Ефимова. Официально задание на разработку 2С4 было выдано на основании совместного

40-мм зенитная самоходная установка «Crusader» (Крузейдер), Великобритания40-мм зенитная самоходная установка «Crusader» (Крузейдер), Великобритания

40-мм зенитная самоходная установка «Crusader» создана в 1943 года на базе танка «Крусайдер», по устройству и компоновке агрегатов шасси она не отличается от базовой машины.

Инженерная разведывательная машина ИРМ, СССРИнженерная разведывательная машина ИРМ, СССР

Успешное выполнение задач инженерного обеспечения как в обороне, так и в наступлении невозможно без проведения тщательной инженерной разведки противника, местности и объектов. Если в годы Великой Отечественной войны она проводилась