103btrz.ru БТР Колёсный бронетранспортёр БТР-82А

Колёсный бронетранспортёр БТР-82А

КОЛЁСНЫЙ БРОНЕТРАНСПОРТЁР БТР-82А (РОССИЯ)

Колёсный бронетранспортёр БТР-82АБТР-82, БТР-82А и БТР-82АМ — основные бронетранспортёры, состоящие на вооружении мотострелковых подразделений Сухопутных войск России. Современные бронетранспортёры российской армии являются следующим поколением советского бронетранспортёра БТР-80. В свою очередь БТР-80 был разработан в начале 80-х годов прошлого столетия на базе бронетранспортёра БТР-70. При этом все недостатки, выявленные в условиях боевых действий в Афганистане, были учтены. Серийное производство БТР-80 началось в 1984 г. Для своего времени бронетранспортёр имел хорошие технические характеристики, достойный уровень броневой защиты, обладал высокой манёвренностью и приличной огневой мощью.

Помимо войны в Афганистане, эта боевая машина позже участвовала во всех конфликтах на постсоветском пространстве Бронетранспортёр активно экспортировался за рубеж, в настоящее время он состоит на вооружении 26 армий мира. Однако с момента принятия БТР-80 на вооружение за тридцать лет эксплуатации требования к машинам подобного класса значительно изменились Современные бронетранспортёры должны иметь более высокую огневую мощь, продуманную эргономику, гораздо более эффективный уровень защищённости, в том числе от различных мин и фугасов. Это подтвердил опыт военных действий в Чечне. Уже в начале XXI века назрела необходимость глубокой модернизации основной «рабочей лошадки» Сухопутных войск РФ — бронетранспортёра БТР-80 .

Решение о начале работ по модернизации «советского» бронетранспортёра было принято в 2008 году, исполнителями работ стали компания «Военно-инженерный центр» и ОАО «Арзамасский машиностроительный завод». В начале 2009 г. начались проектные работы по модернизации машины, а в июле того же года уже началось производство нового бронетранспортёра, который получил наименование БТР-82. На этом бронетранспортёре боевой модуль остался таким же, как был на БТР-80, основа которого — башня с 14,5-мм крупнокалиберным пулемётом Владимирова (КПВТ) и спаренным с ним 7,62-мм пулемётом Калашникова (ПКТ). В начале 2010 г был создан и бронетранспортёр БТР-82А с новым, современным боевым модулем с 30-мм автоматической пушкой 2А72 (вместо 14,5-мм крупнокалиберного пулемёта КПВТ). Зимой 2010 г. машины прошли государственные испытания, после чего были приняты на вооружение В 2011 году БТРы начала поступать в строевые части сначала Южного, а затем и других военных округов.

Колёсный бронетранспортёр БТР-82А
В 2010 г. БТР-82А был принят на вооружение так же и в войсках Республики Казахстан, поставки машин в эту страну начались в 2012 году. Помимо Казахстана, БТР-82А эксплуатируется ещё и в вооружённых силах Республики Беларусь В настоящее время серийное производство БТР-82 и БТР-82А осуществляется на Арзамасском машиностроительном заводе. В мотострелковые подразделения ВС РФ поступает ещё одна версия: БТР-82АМ. Эта машина представляет собой глубокую модернизацию БТР-80, на корпус которого в условиях крупного ремонтного завода устанавливаются современное оборудование, электроника, боевой модуль, новая ходовая часть Таким образом, старый корпус бронетранспортёра БТР-80 получает «вторую жизнь». По мнению отечественных экспертов, проведённая модификация значительно улучшила тактико-технические характеристики бронетранспортёров По мнению авторитетного международного издания Army Technology, в 2014 году российский БТР-82А вошёл в десятку лучших мировых машин подобного класса.

У бронетранспортёров БТР-82, БТР-82А и БТР-82АМ отделение управления расположено в носовой части, боевое отделение, в котором размещаются десантники — в средней части, а моторно-трансмиссионный отсек находится в корме машины. Экипаж этих бронетранспортёров состоит из трёх человек: механика-водителя, наводчика и командира машины В десантном отсеке размещаются семь бойцов в полной экипировке с оружием десантирование бойцов происходит через двустворчатую боковую дверь (как на БТР-80), верхняя створка которой открывается вперёд по ходу движения, а нижняя служит подножкой Таким образом, десантники могут покидать бронетранспортёр на ходу Кроме того, ещё два десантных люка расположены на крыше корпуса Водитель и командир машины имеют собственные люки для эвакуации, которые находятся прямо над их сидениями.

Масса БТР-82А и БТР-82АМ увеличилась из-за установки на них более мощного вооружения, однако это не привело к уменьшению подвижности машин. На них установлен новый, более мощный дизельный двигатель КамАЗ-740.14-300 мощностью 300 л с двигатель многотопливный, если необходимо, его можно заправлять даже тепловозным топливом. Из-за повышения массы бронетранспортёра разработчикам пришлось серьёзно переделать ходовую часть машины На БТР-82А и БТР-82АМ установлены новые колёсные редукторы, современные карданные валы, а также амортизаторы с повышенной энергоёмкостью. Важным нововведением обновлённых бронетранспортёров является вспомогательная силовая установка для снабжения бортовых систем электроэнергией (связи, вооружения и других) на стоянках используется специальный маломощный двигатель, установленный в моторном отсеке При неработающем основном двигателе можно включить вспомогательную силовую установку, и при этом сохраняется энергоснабжение всех основных систем БТР. К вспомогательной силовой установке может подключаться специальное оборудование для выдачи электроэнергии сторонним потребителям.

Колёсный бронетранспортёр БТР-82А
Разработчикам удалось увеличить защищённость машины, покрыв внутреннюю поверхность корпуса кевларовой баллистической тканью Это не только позволяет уберечь экипаж и десант от пуль и осколков, но и повышает уровень теплоизоляции и снижает шум внутри машины. Противоминная защита новых бронетранспортёров значительно увеличена по сравнению со старым БТР-80 за счёт использования внутри корпуса специальных энергопоглощающих ковриков. При подрыве эти коврики берут на себя часть энергии взрыва. Это повысило уровень защиты при подрывах машины на противопехотных минах на 20-50 процентов однако подобная защита не может выручить при подрыве противотанковых мин или фугасов MRAP. БТР-82А оснащён системой защиты от ядерного, химического и биологического оружия массового поражения (ОМП), а также системой кондиционирования воздуха. На бронетранспортёре БТР-82А установлена современная система пожаротушения, которая заметно снизила взрывоопасность машин. По мнению экспертов, комплекс проведённых работ позволил повысить общую защищённость новых бронетранспортёров примерно на 20 процентов.

На БТР-82А установлен новый боевой модуль, что позволило более чем вдвое повысить огневую мощь машины Вместо пулемётной башни новая машина получила боевой модуль с 30-мм автоматической пушкой 2А72, спаренной с 7,62-мм пулеметом ПКТМ Вооружение оснащено электроприводами вертикальной и горизонтальной наводки и цифровым двухплоскостным стабилизатором вооружения, что позволяет наводчику-оператору вести огонь во время движения машины. Благодаря специальной схеме размещения пушки и пулемёта пороховые газы не попадают в боевое отделение Угол вертикальной наводки основного вооружения составляет от -7 до +70 градусов. На бронетранспортёр установлен новый комбинированный прицел восьмикратного увеличения ТКН-4ГА-02 с каналами «день/ночь», функцией стабилизации поля зрения и лазерным каналом дистанционного подрыва снарядов Этот лазерный канал позволяет поражать цели, находящиеся за укрытиями, подрывая осколочно-фугасные снаряды 30-мм пушки типа 3УОФ8 и 3УОФ23 над ними.

Для повышения безопасности наводчика-оператора его рабочее место смещено вниз Теперь он размещается не в башне, а под ней Управление вооружением осуществляется при помощи пульта. При этом рабочее место стрелка имеет несколько смотровых приборов и другое оборудование для слежения за обстановкой. На бронетранспортёры устанавливается система топографического ориентирования «ТРОНА-1», которая включает комплекс спутниковой навигации ГЛОНАСС/NAVSTAR, автономную одометрическую систему навигации (с погрешностью не более 0,7 процента от пройденного пути на семь часов движения), а также электронную карту местности. По обе стороны башни бронетранспортёра размещаются 2 блока дымовых гранатомётов системы «Туча» по 3 гранатомёта в каждом.

Бронетранспортеры серии БТР-82 — безусловно, большой шаг вперёд по сравнению с предшественником — БТР-80. Новые машины обладают более высокой огневой мощью, улучшились защищённость и подвижность машины однако БТР-82А — это всё-таки не «прорыв», а старый добрый БТР-80 с новым боевым модулем, более мощным двигателем и переделанной ходовой частью. В бронетранспортёре сохранена старая компоновка советской машины. Из-за заднего расположения моторно-трансмиссионного отделения выход для десантников оставлен сбоку Кроме того, он достаточно узкий и неудобный Большинство современных машин подобного класса имеют просторный выход в корме. Важный недостаток бронетранспортёров — отсутствие энергопоглощающих кресел, которые сегодня являются важным атрибутом защиты от воздействия взрывной волны. Современный колёсный бронетранспортёр нового типа для российских мотострелков создан, это — «Бумеранг». он был показан на параде, посвящённом 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, 9 мая 2015 г. Боевая машина «Бумеранг» в настоящее время проходит испытания в войсках.

Тактико-технические характеристики БТР-82А
Длина по корпусу 7,65 м
ширина 2,9 м
высота 2,35 м
Масса бронетранспортёра 16 т
Экипаж 3+7 чел.
Клиренс (дорожный просвет) 475 мм
Колёсная формула 8х8
бронирование, мм: Лоб — 10, борт — 7-9, корма — 7, днище — 7, крыша — 7, башня — 7
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА: 8-цилиндровый V-образный дизельный двигатель КамАЗ 740.14-300 мощностью 300 л.с.
Максимальная скорость, км/час 80 по шоссе, 10 на плаву
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: стенка высотой 0,5 м, ров шириной 2,0 м, угол подъема 30°, крен 25°
Пробег бронетранспортёра до первого капитального ремонта 50 тыс. км
Запас хода 600 км по шоссе, 12 часов на плаву
Ёмкость топливных баков 300 л основных, 120 л — дополнительных
ВООРУЖЕНИЕ:
30-мм автоматическая пушка 2А72
Боекомплект: 150 бронебойно-трассирующих и 150 осколочно-фугасных снарядов
7,62-мм пулемет ПКТМ Боекомплект: 2000 патронов

авторы статьи: Николай Шерстобитов
первоисточник: журнал «Российское военное обозрение» 2018 г. №1

Related Post

Бронетранспортеры ОТ-62 и ОТ-64, ЧехословакияБронетранспортеры ОТ-62 и ОТ-64, Чехословакия

Одним из первых бронетранспортеров, созданных конструкторами братских армий, был чешский полугусеничный ОТ-810. В нем конструкторы пытались соединить хорошую управляемость колесного бронетранспортера с высокой проходимостью гусеничной машины. Передний колесный мост и

Бронетранспортер EE-11, БразилияБронетранспортер EE-11, Бразилия

Работы по созданию бронетранспортера EE-11 начались на фирме Engesa в январе 1970 г., а в июле был уже готов опытный образец машины CTRA (Сагго de Transporte sobre Rodas Anfibio), более

Опытный бронетранспортёр «Объект 112»Опытный бронетранспортёр «Объект 112»

ОПЫТНЫЙ БРОНЕТРАНСПОРТЁР «ОБЪЕКТ 112» (СССР) Бронетранспортер «Объект 112» предназначался для повышения подвижности, боевой мощи и усиления защищенности стрелковых подразделений и частей танковых и механизированных дивизий. Он был разработан в 1919