Доставка горюче-смазочных материалов в части на переднем крае является непростой задачей, дополнительно усложняемой из-за активности противника. Любой враг будет стараться атаковать автоколонны с топливом, что может помешать работе войск. В связи с этим армии могут быть необходимы специализированные защищенные машины. Интересный вариант решения такой задачи был предложен в отечественном проекте бронированного топливозаправщика БТЗ-3.
В ожидании решения
В тридцатых годах в нашей стране имела место попытка создания топливозаправщика на базе танкового шасси, но она не дала реальных результатов. Разработка защищенного транспорта для ГСМ фактически остановилась на несколько десятилетий. Новые работы в этом направлении, итогом которых стал реальный образец, стартовали в связи с войной в Афганистане.
Советские автоколонны регулярно попадали в засады противника, который старался уничтожать не только боевые машины, но и технику обеспечения. Автоцистерны с ГСМ подвергались особому риску и несли серьезные потери. В середине восьмидесятых годов это привело к старту научно-исследовательской работы по теме защищенного заправщика.
Однако дальше эскизного проектирования дело не пошло. НИР показала, что имеющиеся потери заправщиков несущественны и с ними можно мириться. Кроме того, группировка в Афганистане постепенно уменьшалась, что сокращало потребность в новой технике. В итоге работы по защищенным заправщикам были остановлены на неопределенный срок.
После начала первой войны в Чечне наша армия вновь столкнулась с проблемой нападений на автоколонны, приводившей к потере горючего, техники и людей. Минобороны вновь запустило НИР по созданию защищенного топливозаправщика. Головным исполнителем в этом проекте стало Конструкторское бюро специального машиностроения (г. Санкт-Петербург) во главе с А.В. Пантелеевым.
КБСМ проработало целый ряд вариантов облика заправщика и представило их заказчику. В сложных условиях того времени армии пришлось выбрать наиболее простой проект, предусматривавший перестройку боевой машины пехоты БМП-1. Этот проект получил развитие и дошел до строительства опытной техники. Новый образец обозначался как бронированный топливозаправщик БТЗ-3.
На базе БМП
Проект БТЗ-3 предусматривал перестройку существующей бронемашины с удалением ненужных агрегатов и установкой новых устройств. При этом удалось полностью сохранить существующий бронекорпус, силовую установку, ходовую часть и некоторые бортовые системы. Таким образом, уровень защиты, габариты и масса, а также подвижность практически не менялись. Также удалось сохранить плавучесть.
При переделке БМП-1 лишилась башни и всех устройств боевого отделения. Также освободили десантное отделение. Проем под башню закрыли круглым листом с люком для доступа внутрь. Все люки и двери десантного отсека остались на своих местах. За счет этого обеспечивался более удобный доступ ко всему бортовому транспортному и раздаточному оборудованию.
Большую часть освобожденного объема заняли несколько баков для перевозки топлива общей емкостью 3 тыс.л. Также имелся бак для 100 л масла. Под баки использовали объем бывшего боевого отделения и почти весь десантный отсек. При этом у кормовых дверей оставалось некоторое пространство для монтажа прочей аппаратуры.
Баки топлива при помощи набора трубопроводов и арматуры собирались в единую систему. БТЗ-3 получил основной и резервный насосные блоки, а также раздаточную систему с краном типа РК-32. Бортовая аппаратура обеспечивала выдачу жидкостей с расходом до 150 л/мин. Предусматривался раздаточный рукав длиной 9 м на катушке. Отсек целевого оборудования оснащался системой пожаротушения.
Прототип в процессе проверки
Бронированный топливозаправщик мог принимать на борт, перевозить и выдавать ГСМ, обеспечивая снабжение войск. Наполнение своих баков осуществлялось собственными насосами или при помощи внешних средств. Аппаратура обеспечивала заправку техники, открытую или закрытую под давлением. Также можно было раздавать жидкости в мелкую тару. Работа систем обеспечивалась в диапазоне температур от -30° до +30°C. На подготовку к работе или к убытию с позиции уходило около 3 минут.
Экипаж БТЗ-3 включал двух человек, отвечавших за вождение и применение целевой аппаратуры. Их рабочие места находились в корпусе, в старом отделении управления. Экипаж имел штатные люки БМП со смотровыми приборами. Для связи использовалась радиостанция Р-123М.
Заправщик БТЗ-3 мог двигаться в одних колоннах с другой бронированной и автомобильной техникой сухопутных войск и самостоятельно преодолевать водные преграды. Экипаж и жидкий груз защищались от различных угроз. Сохранялась всеракурсная защита от бронебойных пуль нормального калибра и от малокалиберных снарядов с передних углов.
На полигоне и в войсках
Проектирование БТЗ-3 было выполнено в середине девяностых годов. Для строительства опытной техники Минобороны выделило две старые БМП-1. На одном из ремонтных заводов их переоборудовали по новому проекту. Получившейся опытной технике предстояло показать свои возможности в разных условиях.
Один из опытных заправщиков проходил всесторонние испытания в условиях полигона. Второй прототип передали одной из частей, задействованных в Чечне. Таким образом, в кратчайшие сроки были проведены все необходимые проверки, в том числе в условиях реальной эксплуатации в войсках. БТЗ-3 показал все свои возможности и хорошо зарекомендовал себя. Машина получила высокие оценки и могла рассчитывать на большое будущее.
Однако после проведения испытаний все работы фактически остановились. Армия не стала заказывать серийные заправщики и внедрять их в войсках. Два опытных БТЗ-3 так и остались в одиночестве. Сейчас одна из этих машин является экспонатом выставки в парке «Патриот».
По разным данным, судьбу проекта определили финансовые возможности армии и отсутствие единых взглядов на необходимость бронированных заправщиков. Использование готовых шасси не исключало прочие затраты на строительство, а целесообразность подобной техники оставалась темой споров. В итоге победила точка зрения, согласно которой заправщик БТЗ-3 был слишком дорогим и ненужным армии.
В начале двухтысячных годов КБСМ попыталось получить заказы от гражданских структур. Топливозаправщик БТЗ-3 предлагали предприятиям нефтегазовой отрасли. Насколько известно, никакие коммерческие организации не заинтересовались таким предложением, и заказы не поступали. Несколько лет назад БТЗ-3 все еще присутствовал в каталоге продукции КБСМ, но затем его убрали.
Плюсы и минусы
По результатам испытаний на полигонах и в войсках бронированный топливозаправщик БТЗ-3 получил высокую оценку. Действительно, этот образец имел целый ряд положительных черт технического и эксплуатационного характера. Впрочем, он не был лишен некоторых недостатков.
Крыша музейной бронемашины. Видна новая секция крыши с люками
Главным плюсом БТЗ-3 мог бы стать сам факт наличия такой техники в войсках. В условиях вооруженного конфликта защищенный заправщик имеет очевидные преимущества перед автомобильной техникой. Такая машина имеет больше шансов пережить атаку противника и сохранить ГСМ для снабжаемого подразделения.
Также преимуществом являлось использование существующего и хорошо освоенного шасси боевой машины пехоты. Это упрощало серийный выпуск новой техники, а также позволяло топливозаправщикам двигаться в одних колоннах с мотострелками, в том числе по бездорожью, через водные преграды и т.д.
Основным недостатком можно было считать относительно малую емкость баков. БТЗ-3 перевозил 3 тыс. л топлива, и по этому параметру проигрывал автоцистернам. Так, топливозаправщики на базе грузовика ЗИЛ-131 брали на борт не менее 4 тыс. л жидкостей. Другая техника обладала еще более емкими цистернами. При этом грузовые автомобили отличаются от бронетехники меньшей сложностью и стоимостью эксплуатации.
Бронирование корпуса БМП-1 нельзя было считать защитой от всех угроз. Обстрел из крупнокалиберного оружия в бортовую проекцию или противотанковые гранаты могли поразить БТЗ-3 и спровоцировать пожар. Кроме того, топливозаправщик внешне отличался от линейных БМП-1, что угрожало его безопасности.
Так или иначе, при всех своих преимуществах и недостатках, бронированный топливозаправщик БТЗ-3 не сумел попасть в войска. Попытка вывести эту машину на коммерческий рынок тоже не увенчалась успехом. Проект не смог реализовать весь свой потенциал. В результате мы получили только интереснейший экспонат в музее, а армии до сих пор и в любых условиях приходится использовать незащищенные топливозаправщики на автомобильных шасси. Изменится ли эта ситуация в будущем – неясно.