Танк «Объект 911 Б»

Танк «Объект 911 Б» был разработан весной 1963 г. в ОКБ ВгТЗ под руководством И.В. Гавалова. Ведущим конструктором машины являлся Ю.М. Сорокин. Плавающий авиадесантируемый танк создавался на базе опытной гусенично-колесной боевой машины пехоты «Объект 911», но без колесного движителя и с использованием опыта проектирования легкого танка «Объект 906Б» с управляемым ракетным оружием. Опытный образец машины, выпущенный в 1964 г., прошел заводские испытания. На вооружение танк не принимался и в серийном производстве не состоял.

Схема общей компоновки танка предусматривала размещение переднего отделения, представлявшего собой герметичный грузовой отсек (необходимый для обеспечения плавучести), в носовой части корпуса; боевого отделения, совмещенного с отделением управления – в средней части корпуса и башне; МТО – в кормовой части корпуса. В грузовом отсеке располагались гидроцилиндры механизма натяжения гусениц, два топливных бака, две аккумуляторные батареи, гидроагрегаты управления волноотражательным щитком, трубопроводы гидросистемы управления подвеской и натяжного механизма, термоизвещатели и распылители системы ППО и часть ЗИП. Для доступа к узлам и агрегатам переднего отделения в его крыше был выполнен люк с броневой крышкой. Над топливными баками и под ними имелись лючки, закрывавшиеся броневыми пробками. Кроме того, в переднем отсеке предусматривалась возможность размещения дополнительно двух человек или какого-либо груза. При нахождении в переднем отсеке людей обеспечивалась его вентиляция, а для их посадки имелись два люка с броневыми крышками.

Экипаж из двух человек располагался во вращающейся башне в специальной герметизированной броневой капсуле с усилен ной противорадиационной защитой. На днище боевого отделения на специальной опоре устанавливался вращающийся пол, на котором монтировались сиденье командира танка и планетарный шестеренчатый механизм приводов управления (ПШМ) с платформой механика-водителя (см. Часть 3 >>>). На платформе располагались сиденье механика-водителя, рычаги и педали управления танком, рычаг переключения передач, тяги приводов управления (от рычагов и педалей до ПШМ), часть электрооборудования и ЗИП.

Слева от орудия находился командир танка (он же наводчик), справа – механик-водитель, сиденье которого закреплялось на вращающейся независимо от башни платформе. Автономная башенка механика-водителя с входным люком совместно с платформой и ПШМ образовывали подвижное отделение для дистанционного управления движением танка. Для наблюдения за полем боя и для вождения машины у механика-водителя в башенке устанавливались три призменных перископических прибора ТНПО-170. Для вождения танка в ночных условиях использовался прибор ночного видения ТВН-2Б, монтировавшийся вместо центрального прибора ТНПО-170. Для наблюдения за полем боя и ведения огня из основного оружия командир пользовался двумя смотровыми приборами ТНПО-170 и одним перископическим прицелом – прибором наблюдения. Для входа и выхода командира из машины над его рабочим местом также имелся входной люк, закрывавшийся броневой крышкой. Круговой обзор командиру танка обеспечивался только за счет поворота башни.

Для более удобного управления при движении танка задним ходом в ПШМ был встроен дополнительный механизм, позволявший механику-водителю быстро развернуть подвижное отделение управления внутри башни на 180°. Перед разворотом производились фиксация и разъединение всех тяг приводов управления в том положении, в котором они находились в момент остановки машины. Дополнительный механизм при развороте платформы автоматически реверсировался для сохранения неизменного порядка управления при движении задним ходом. После разворота все тяги управления вновь соединялись, а их единовременная фиксация снималась. При наличии реверсивной коробки передач становилось возможным управление при движении задним ходом с такими же скоростями, как и при движении вперед.

В башне танка устанавливались основное оружие, механизм заряжания (в нише башни), средства связи, приборы наблюдения и стрельбы, механизмы наводки. Кроме того, в боевом отделении размещался весь боекомплект танка, навигационное, электроосветительное и другое специальное оборудование. Под вращающимся полом (он был связан с погоном башни специальными тягами) по днищу машины проходили тяги приводов управления (от ПШМ к агрегатам), электрические провода и трубопроводы.

Удаление газов из боевого отделения при стрельбе из основного оружия производилось вытяжным вентилятором через люк со шторкой в моторной перегородке.

Помимо боевого отделения, в средней части корпуса располагались приводы управления водометными движителями и заслонками водометов, привод управления жалюзи, аппаратура системы ППО, щитки и приборы электрооборудования, воздуховоды системы вентиляции, гидроагрегаты гидропневматической подвески, трубопроводы и электрические провода.

В МТО размещались силовой блок с обслуживающими системами и водометные движители. Справа и слева от двигателя находились эжекторы, соединенные с выпускными коллекторами двигателя с помощью клапанных коробок. На эжекторах монтировался механизм защиты двигателя от попадания забортной воды. Внутри эжекторов располагались радиаторы системы охлаждения двигателя и масляные радиаторы соответствующих систем двигателя и МПП. Между перегородкой МТО и двигателем устанавливался компрессор АК-150С с электромагнитной муфтой выключения, вентилятор системы охлаждения компрессора и генератора, маслонасос гидросистемы управления подвеской и сливной топливный бачок.

С левой стороны у моторной перегородки находился масляный бак с подогревателем, над двигателем со стороны перегородки -расширительный бачок системы охлаждения двигателя. С правой стороны у моторной перегородки располагался воздухоочиститель с воздухозаборником, труба которого могла выдвигаться над машиной при движении на плаву. От воздухзаборника имелся отвод к ФВУ. Кроме того, в МТО размещались топливные баки и маслозакачивающие насосы, водооткачивающие средства, термоизвещатели и распылители системы ППО, система ТДА, тяги приводов управления, трубопроводы, маслобачок гидросистемы. Полная очистка МТО от отработавших газов двигателя и паров масла осуществлялась вытяжным вентилятором ДВ-1К производительностью 700±100 м3/ч, который устанавливался на крыше отделения около кормы и был оснащен обратным клапаном, предотвращавшим проникновение воды внутрь машины.

В башне танка монтировалась спаренная установка 73-мм гладкоствольного орудия ТКБ-04 «Гром» и 7,62-мм пулемета ПКТ. Высота линии огня могла изменяться в пределах от 1140 до 1490 мм (при «нормальном» клиренсе 360 мм -1400 мм). При стрельбе использовался комбинированный, бесподсветочный перископический прицел ПКБ-62 (типа «Щит»), поле зрения дневной ветви которого составляло 15°, ночной – 6°. Углы наводки спаренной установки по вертикали были в пределах от -3 до +30°. Наводка орудия в обеих плоскостях осуществлялась как вручную, так и с помощью электромеханического привода «Кристалл» от пульта управления командира. Механизм поворота башни имел ручной и электромоторный приводы более простой конструкции, чем планетарный механизм поворота башни танка ПТ-76Б. Переключение с электромоторного привода на ручной производилось с помощью клавиши, располагавшейся на рукоятке маховика ручного привода.

Стрельба из орудия велась активно-реактивными выстрелами с кумулятивной боевой частью, имевшей бронепробиваемость 300 мм. Наибольшая прицельная дальность стрельбы составляла 1300 м, дальность прямого выстрела – 800 м.

В боекомплект орудия входили 40 выстрелов, 27 из которых размещались в механизме заряжания в кормовой нише башни. Конструктивная схема механизма заряжания с гидроуправлением была заимствована у плавающего танка «Объект 906». Управление механизмом заряжания осуществлялось с места командира с помощью специального пульта. При необходимости имелась возможность ручного заряжания пушки.

Механизм заряжания представлял собой замкнутую бесконечную цепь, движущуюся в раме и состоявшую из 27 звеньев (труб). Вращение транспортера обеспечивалось электроприводом, либо с помощью маховичка от ручного привода.

Боекомплект к спаренному пулемету составлял 2000 патронов, снаряженных в ленты по 250 шт. и размещенных в коробках. Кроме того, в танке укладывались 10 ручных фанат Ф-1 и сигнальный пистолет с 10 сигнальными патронами.

Броневая защита машины была дифференцированной. Катаные броневые листы грузового (переднего) отсека (в нем размещались механизмы, не влияющие на боеспособность танка) и МТО сварного корпуса изготавливались из стали высокой твердости марки 2П и обеспечивали защиту от пуль Б-32 калибра 7,62 мм и осколков. Лобовой лист корпуса толщиной 10 мм имел угол наклона от вертикали 45° и являлся противокумулятивным экраном для передних броневых листов среднего отделения (обитаемой капсулы). Вертикальные борта грузового отделения и МТО имели толщину 8 мм, верхний и нижний кормовые листы и крыша корпуса – 6 мм. Днище в обоих отделениях толщиной 4 мм изготавливалось из углеродистой стали.

Передние гнутые броневые листы среднего отделения имели толщину 35 мм, борта в верхней части – 45 мм, в нижней – 20 мм. Его кормовая часть состояла из двух вертикальных листов толщиной 35 мм, между которыми находилась герметичная моторная перегородка. Для изготовления этих броневых листов применялась сталь средней твердости марки 49С. Днище среднего отделения было выполнено из углеродистой стали толщиной 10 мм. Лобовая часть обитаемой броневой капсулы обеспечивала защиту экипажа и внутреннего оборудования от бронебойных снарядов калибра 76,2 мм с начальной скоростью 655 м/с с дистанции 2000 м, а борта – от пуль Б-32 калибра 14,5 мм с любой дистанции.

Необходимая жесткость и прочность корпуса обеспечивалась большими толщинами листов, образующих среднее отделение, двумя продольными поясами П-образных балок переднего отделения, а также двумя поперечными поясами Н-образных балок и продольными наружными зигами днища в МТО. Применение штампованных листа днища и балок внутреннего набора позволило уменьшить количество сварных швов и сократить номенклатуру деталей, в результате – уменьшить трудоемкость изготовления и сборки внутреннего набора корпуса. Масса стального корпуса машины по сравнению с танком ПТ-76Б была снижена с 5000 до 3500 кг при существенном росте его броневой защиты.

Вдоль правого и левого бортов корпуса устанавливались съемные подкрылки, выполненные в виде емкостей, увеличивавших водоизмещение корпуса.

Башня танка сваривалась из гнутых стальных листов (лобового, двух бортовых, крыши и листов ниши) и устанавливалась на опоре с алюминиевыми погонами и пластмассовыми шариками. Лобовой (толщиной 40 мм на дуге 260°) и боковые листы имели переменные по периметру углы наклона от вертикали. Лобовая броня башни не пробивалась снарядами 76,2-мм пушки на дальностях стрельбы свыше 2000 м. В передней части башни вваривалась рамка, отлитая из специальной стали, в которой имелись гнезда для крепления пушки. На крыше башни слева располагались люк командира танка, отверстие для установки прицела и две шахты под смотровые приборы. В крыше также имелся вырез под установку вращающейся башенки механика-водителя. В верхней части ниши башни был сделан проем для установки механизма заряжания пушки, который закрывался крышкой из специальной стали.

Установка более компактной системы оружия «Гром» позволила уменьшить высоту башни с 540 мм (на танке ПТ-76) до 310 мм, а следовательно, и высоту танка на 230 мм, что также способствовало повышению защищенности машины на поле боя.

Танк оснащался системами ПАЗ, ППО и ТДА. В системе ПАЗ использовался опытный прибор радиационной и химической разведки «Электрон-3», который обеспечивал обнаружение в воздухе боевых отравляющих веществ, измерение уровня заражения местности радиоактивными веществами и осуществлял выдачу команд на срабатывание автоматически закрывающихся устройств до прихода ударной волны ядерного взрыва. Кроме того, противорадиационная защита обитаемой капсулы была усилена за счет применения специальных материалов, а также установки под сиденьями членов экипажа дополнительных специальных экранов. Кратность ослабления гамма-излучения была равна 15.

Система вентиляции и воздухозабора обеспечивали полную защиту экипажа от радиоактивной пыли и ОВ за счет подачи очищенного воздуха только специальным (роторным) нагнетателем через фильтр ФПТ-100 и воздуховоды подачи воздуха в боевое отделение. Благодаря малому объему боевого отделения величина создаваемого избыточного давления была не ниже 0,44 кПа (45 мм. вод. ст.), в отличие от танка ПТ-76Б, где величина избыточного давления не превышала 0,14-0,15 кПа (14-15 мм. вод. ст.).

В унифицированной автоматической системе ППО «Роса» четыре термодатчика ТД-1 устанавливались в МТО и два – в грузовом отсеке. Для тушения пожара применялся состав «3,5», находившийся в двух баллонах емкостью 2 л каждый.

Силовая установка, трансмиссия, система подрессоривания и гусеничный движитель были такими же, как на базовой машине «Объект 911» и танке «Объект 906». Дизель УТД-20 и механическая трансмиссия составляли силовой блок, который крепился в МТО в трех точках: передней опорой двигателя с амортизатором – на поперечную балку корпуса и двумя опорами картера МПП – на бугели, приваренные к продольным ребрам жесткости корпуса. Использование УТД-20 также позволило уменьшить высоту корпуса с 1200 мм (на танке ПТ-76) до 830 мм и, соответственно, общую высоту танка дополнительно на 370 мм.

Пуск дизеля УТД-20 производился сжатым воздухом или от электростартера СТ-713 мощностью 11 кВт(15л.с.). В условиях низких температур окружающего воздуха для облегчения пуска применялся жидкостный подогреватель с пневмораспылом, включенный в систему охлаждения с принудительной циркуляцией жидкости. Котел подогревателя монтировался в масляном баке, максимальная теплопроизводительность котла составляла 40000 ккал/ч.

В системе воздухоочистки двигателя использовался одноступенчатый воздухоочиститель с циклонным аппаратом (40 циклонов) и автоматическим удалением пыли из пылесборника. Воздухоочиститель сварной конструкции изготавливался из листового алюминиевого сплава АМГ, его масса была в 4 раза меньше массы серийного воздухоочистителя танка ПТ-76 и составляла 7,5 кг. Он не требовал технического обслуживания в течение всего срока службы.

Емкость двух топливных баков составляла 500 л, запас хода по шоссе достигал 500 км.

Система смазки – циркуляционная, комбинированная. Масляный бак имел циркуляционный бачок и обогрев и изготавливался из алюминиевого листа АМГ-6 толщиной 2 мм. Общая емкость системы составляла 60 л, заправочная – 45 л. Маслозакачивающий насос МЗН-3 крепился непосредственно на баке, что позволило сократить трассу маслопровода и исключить необходимость его подогрева. Масляный радиатор был выполнен в одном моноблоке с водяным радиатором. В целях повышения эффективности теплорассеивания в охлаждающих трубках радиатора устанавливались турбулентные пластины. Для предотвращения разрыва трубок маслорадиатора при пуске двигателя в условиях низких температур параллельно радиатору монтировался перепускной клапан, отрегулированный на давление 0,25-0,34 МПа (2,5-3,5 кгс/см2).

Система охлаждения – жидкостная, закрытая, высокотемпературная, с принудительной циркуляцией. Заправочная емкость системы была равна 55 л. В системе охлаждения использовались два радиатора и два эжектора, устанавливавшиеся в МТО по бортам корпуса, что исключало рециркуляцию отработавших газов двигателя. Короб каждого эжектора сварной конструкции изготавливался из листового алюминиевого сплава АМГ-6, толщиной 2 мм.

В состав трансмиссии входили двухдисковый главный фрикцион сухого трения стали по асбофрикционному материалу К-15-6, двухпоточный МПП бездифференциального типа и два однорядных планетарных бортовых редуктора. В МПП применялась двухвальная пятиступенчатая коробка передач с конусными инерционными синхронизаторами на высших передачах. Коробка передач обеспечивала пять передач переднего хода и реверс четырех передач (кроме второй). При нейтрали в коробке передач имелась возможность поворота машины на месте вокруг ее центра с вращением гусениц в противоположные стороны (см. Часть 18 >>>). Для уменьшения износа деталей и отвода тепла в МПП применили комбинированную систему смазки: под давлением, поливом и разбрызгиванием. Давление в масляной магистрали создавалось шестеренчатым насосом, имевшим постоянный привод от двигателя. В приводе управления остановочными тормозами (горный тормоз) использовалась ножная педаль, при воздействии на которую производилось одновременное затягивание тормозных лент без выключения бортовых фрикционов. При торможении танка с помощью рычагов поворота сначала происходило выключение бортовых фрикционов, а затем, с небольшим запаздыванием, затягивались ленты остановочных тормозов.

Конструкция привода к водометам с отбором мощности от коробки передач позволяла осуществлять вход танка в воду на любой передаче. Установка водометных движителей была выполнена на уровне оси грузового вала трансмиссии (что являлось существенным отличием от принятой установки водометов в серийном танке ПТ-76Б). Такое (нижнее) расположение водометов по сравнению с серийным верхним расположением труб позволило уменьшить теряемый водоизмещающий объем движителя, а также массу узлов трансмиссии и компоновочный объем с одновременным увеличением момента, дифференцирующего машину на корму. Низкое расположение проточных труб водометов привело к существенному уменьшению габаритов, занимаемых трансмиссией, и к улучшению условий работы водометных движителей. В отличие от серийного танка ПТ-76Б, привод управления заслонками водометов был выполнен не механическим, а пневматическим (от компрессора АК-150С), что позволило существенно уменьшить усилие на рычагах управления (рукоятках крана управления) и массу самого привода. Для предотвращения ударов заслонок об упоры в крайнем положении в пневмоцилиндрах привода устанавливались дополнительные цилиндры и обратные клапаны.

В системе подрессоривания применялась индивидуальная регулируемая пневматическая подвеска, позволявшая изменять клиренс от 450 до 100 мм, а также крен и дифферент машины с места механика-водителя с помощью кнопочного управления (была использована гидроэлектрическая система с распределительным многоканальным устройством). Высота машины при минимальном клиренсе составляла всего 1265 мм. Гидравлические амортизаторы релаксационного типа являлись элементами пневматических подвесок и вместе с ними располагались внутри балансиров.

В состав гусеничного движителя (применительно к одному борту) входили: шесть опорных и три поддерживающих катка с наружной амортизацией и дисками из алюминиевого сплава; направляющее колесо с гидравлическим механизмом натяжения гусеницы, включенным в общую гидравлическую систему; ведущее колесо кормового расположения и гусеница с ОМШ. На изготовленном опытном образце машины смонтировали направляющие и ведущие колеса, а также гусеницы, заимствованные у серийного ПТ-76Б (согласно проекту, на танке предполагалось использовать гусеницы с РМШ танка «Объект 906». – Прим. авт.).

Односкатные опорные (полые внутри) и поддерживающие катки изготавливались из алюминиевого сплава АМГ-6 и имели наружную резиновую амортизацию, для предотвращения истирания которой клыками траков устанавливались стальные реборды пружинного типа. Опорные катки имели одинаковые размеры с опорными катками танка ПТ-76Б и были взаимозаменяемыми с ними.

Гидравлический механизм натяжения гусениц обеспечивал их автоматическое натяжение при изменении клиренса как на стоянке, так и в движении. Гидравлический силовой цилиндр механизма, сблокированный с гидропневматическими подвесками, управлялся от одного и того же кнопочного пульта управления. Кинематика движения направляющих колес обеспечивала достаточное натяжение гусениц при изменении длины обвода гусеницы (растяжение гусеницы, выброс и добавление траков), при этом сохранялась необходимая величина их хода для поддержания натяжения при изменении клиренса. Для регулирования натяжения гусениц в зависимости от дорожных условий в механизме натяжения служил регулятор (указатель), шкала которого имела градуировку от 0 до 3600 кгс. Установкой стрелки, связанной со специальным клапаном, на то или иное деление, показывающее величину натяжения гусениц и последующее нажатие кнопки «Натяжение», автоматически обеспечивалась задаваемая величина. Стопорение механизма осуществлялось гидравлическими замками автоматически после отпускания кнопки.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 26 В. Основными источниками электроэнергии являлись две аккумуляторные батареи 12СТ-70, соединенные параллельно, общей емкостью 140 А-ч и генератор ВГ-7500 мощностью 5 кВт с угольным регулятором Р-27. К основным потребителям электроэнергии относились: электростартер, электропривод башни горизонтальной и вертикальной наводки, электродвигатели вентиляторов, маслозакачивающего насоса, топливоподкачивающего насоса, нагнетателя котла подогревателя, водооткачивающего насоса, средства дорожной сигнализации, внешнего и внутреннего освещения (габаритные фонари типа ГСТ-49, фары ФГ-125 и ФГ-127). В отличие от серийного танка ПТ-76Б на танке устанавливалось два ВКУ, что было вызвано необходимостью обеспечения электрической связи аппаратуры, располагавшейся в корпусе и башне, с аппаратурой, размещавшейся на поворотной платформе механика-водителя. Оба ВКУ-330-1 монтировались внутри ПШМ.

Для вождения танка в сложных условиях в боевом отделении устанавливалась навигационная аппаратура ТНА-2 «Сетка» (при начальном ориентировании использовались штатные азимутальный указатель МПБ и прицел), для внешней связи – ультракоротковолновая радиостанция Р-123, коротковолновая однополостная, приемо-передающая, телефонно-телеграфная, симплексная радиостанция «Выстрел М» (обеспечение радиосвязи в командирской сети), для внутренней – танковое переговорное устройство Р-124. Работа двух радиостанций осуществлялась на одну антенну с помощью специального антенного щитка.