103btrz.ru Танки Основной танк Strv-103

Основной танк Strv-103

Мураховский В. И., Павлов М. В., Сафонов Б. С., Солянкин А. Г.
(Современные танки. Под ред. Сафонова Б. С. и Мураховского В. И. — М.: Арсенал-Пресс, 1995. — C. 189-193)

В 1960 г. «Бофорс» получила заказ армии на 10 опытных машин, и в 1961 г. представила два опытных образца. После доработок танк был принят на вооружение под обозначением «S» или Strv-103А («Stridsvagn 103») и поставлен на производство в 1966 г. В ходе серийного производства (оно продолжалось до июня 1971 г.) в конструкцию танка было внесено много усовершенствований, и в 1969 году он получил индекс Strv-103B. Всего было выпущено более 300 машин.

Требование совместить в конструкции танка высокие защищенность и огневую мощь с хорошей подвижностью при ограниченной массе было удовлетворено конструкторами прежде всего за счет необычных компоновочных решений.

Танк имеет безбашенную схему компоновки с «казематной» установкой основного вооружения в корпусе. Пушка установлена в лобовом листе корпуса без возможности прокачки по вертикали и горизонтали. Ее наведение осуществляется изменением положения корпуса в двух плоскостях. В передней части машины располагается моторно-трансмиссионное отделение, за ним — отделение управления, являющееся одновременно боевым. В обитаемом отделении справа от пушки располагается командир, слева — механик-водитель (он же — наводчик), за ним, лицом к корме машины — радист. Командир имеет низкопрофильную башенку с углом вращения 208 градусов и одностворчатой крышкой люка. Корма машины занята автоматом заряжания пушки.

Принятая схема компоновки позволила удобно разместить в ограниченном объеме 105-мм нарезную пушку L74, выпускаемую фирмой «Бофорс» на основе английской L7А1. По сравнению с базовым образцом ствол L74 удлинен до 62 калибров (против 52 калибров у L7А1). Пушка имеет гидравлический тормоз отката и пружинный накатник; живучесть ствола — до 700 выстрелов. В боекомплект входят унитарные выстрелы с бронебойными подкалиберными, кумулятивными и дымовыми снарядами. Возимый боекомплект составляет 50 выстрелов, из них — 25 с подкалиберными снарядами, 20 с кумулятивными и 5 с дымовыми.

Неподвижность пушки относительно корпуса позволила использовать сравнительно простой и надежный автомат заряжания, что обеспечило техническую скорострельность пушки до 15 выстр./мин. При перезаряжают орудия стреляная гильза выбрасывается через люк в кормовой части танка. В сочетании с установленным в средней части ствола эжектором, это значительно уменьшает загазованность обитаемого отделения. Перезагрузка автомата заряжания происходит вручную через два кормовых люка и занимает 5-10 минут.

Наведение пушки в вертикальной плоскости осуществляется продольным качанием корпуса за счет регулируемой гидропневматической подвески, в горизонтальной — поворотом танка.

На левой стороне лобового листа в неподвижном бронекожухе установлены два 7,62-мм пулемета КsР 58 с боекомплектом 2750 патронов. Наведение пулеметов осуществляется корпусом, т.е. пулеметы играют роль спаренных с пушкой. На Strv-103А, кроме того, устанавливался справа пристрелочный 7,62-мм пулемет. Стрельбу из пушки и пулеметов ведут командир танка или механик-водитель.

Над люком командира машины на турели установлен еще один пулемет КsР 58. Из него можно вести огонь как по воздушным, так и по наземным целям, турель может прикрываться бронещитами.

Командир машины и механик-водитель имеют бинокулярные комбинированные оптические приборы ОРS-1L «Юнгнер» с переменной кратностью увеличения. В прицел наводчика встроен лазерный дальномер «Симрад». Командирский прибор стабилизирован в вертикальной плоскости, а его башенка — в горизонтальной.

Кроме того, используются сменные перископические блоки. Четыре блока имеет командир — по периметру командирской башенки, один — механик-водитель (слева от ОРS-1L), два — радист. Оптические приборы на Strv-103В прикрыты броневыми заслонками.

Защищенность машины обеспечивается не только толщиной брони сварного корпуса, но и большими углами наклона бронедеталей, прежде всего верхнего лобового листа, малой площадью лобовой и бортовой проекций, корытообразной формой днища. Существенным фактором является низкая заметность машины: из состоящих на вооружении основных боевых танков Strv-103В имеет самый низкий силуэт. Для защиты от наблюдения противника по бокам командирской башенки расположены два четырехствольных 53-мм дымовых гранатомета. В корпусе выполнен люк для эвакуации экипажа.

Strv-103 — первый танк с комбинированной силовой установкой, включающей 6-цилиндровый многотопливный дизель К-60 «Роллс-Ройс» с вертикальным оппозитным расположением цилиндров и газотурбинный (впервые установлен на серийном танке) двигатель «Боинг» 502-10МА, замененный позже на «Боинг 553». Основным является К-60, развивающий мощность 176 кВт (240 л.с.). 490- сильный (360 кВт) ГТД, связанный с К-60 механическим редуктором, должен подключаться к последнему для совместной работы при движении машины в сложных условиях. Он может использоваться для пуска дизеля зимой. Однако практика эксплуатации показала, что ГТД приходиться включать в работу значительно чаще, чем предполагалось. Это существенно снижает запас хода машины.

Танк имеет двухпоточную гидромеханическую трансмиссию «Вольво» DRН-1М, включающую гидротрансформатор, коробку передач, обеспечивающую две основные передачи вперед и две назад, механизм поворота с гидрообъемной передачей в дополнительном приводе. Таким образом, танк способен двигаться с одинаковой скоростью вперед и назад. При движении задним ходом управление может брать на себя радист. Силовая установка и гидромеханическая трансмиссия размещены в едином блоке.

Как указано выше, ходовая часть танка имеет индивидуальную регулируемую гидропневматическую подвеску. Балансир опорного катка шарнирно связан с поршнями двух силовых цилиндров, которые и определяют его положение относительно корпуса. Динамический ход катка — 292 мм, статический — 192 мм. При этом управляемая подвеска позволяет в широких пределах изменять наклон корпуса в продольной плоскости, а значит, и углы наведения пушки. Ходовая часть включает на борт четыре обрезиненных опорных катка (унифицированных с катками танка «Центурион») и два поддерживающих катка. Ведущие колеса — переднего расположения. Гусеница имеет ширину 670 мм и состоит из 61 трака со съемными резиновыми подушками. Поскольку наведение пушки требует быстрого вращения танка на месте, для уменьшения сопротивления повороту пришлось уменьшить длину опорной поверхности до 2,85 м (при длине гусеничного обвода около 7 м), и среднее давление на грунт оказалось около 1 кг/кв.см. Длина опорной поверхности может еще уменьшаться подъемом крайних катков. Танк способен преодолевать подъем в 30 градусов, низкое расположение центра тяжести позволяет двигаться с креном до 35 градусов.

В конструкции Strv-103В особенно явно видна взаимосвязь огневой мощи, подвижности и управляемости. Органы управления танком и вооружением сравнительно просты и практически одинаковы у всех членов экипажа. Поворотом и наклоном корпуса танка управляют с помощью рукояток «мотоциклетного» типа через сервоприводы.

Танк оснащен радиостанцией с двумя штыревыми антеннами, установленными в кормовой части. Две аккумуляторные батареи имеют общую емкость 228 А•ч. Системой защиты от ОМП танк не оснащен.

Танк оборудован индивидуальным плавсредством в виде укладывающихся на бортах складных экранов, обеспечивающих в развернутом положении необходимое водоизмещение. Плавсредство разворачивается в рабочее положение экипажем за 15 мин. Движение на плаву происходит за счет перематывания гусениц. Бронированные укладки плавсредства служат дополнительной защитой бортов. Strv-103В снабжался электронным компасом.

На нижнем лобовом листе предусмотрено крепление для навесного бульдозерного отвала для самоокапывания и других инженерных работ.

На базе танка Strv-103В были созданы: самоходная 155-мм пушка Vk-155 с автоматическим заряжанием, ЗСУ Veak-40 с 40-мм автоматической пушкой, самоходный ПТРК Pvrbv-551 с подъемной пусковой установкой ПТУР ТОW.

В 1983 г. фирма «Бофорс» заключила контракт на модернизацию в 1986-89 г. танков Strv-103В, а в 1984 г. выпустила первые 10 образцов. На модели с индексом Strv-103С используются:

система управления огнем «Бофорс Аэротроникс» с цифровым баллистическим вычислителем и новым прицелом наводчика (механика-водителя) с лазерным дальномером «Симрад» на основе иттриево-алюминиевого граната с неодимом;
израильский подкалиберный оперенный снаряд М111;
установленный за командирской башенкой слева двухствольный 71-мм гранатомет «Бофорс Лиран» для осветительных гранат;
приспособления для крепления дополнительной брони (включая динамическую и модульную) в передней части корпуса;
американский многотопливный дизель 6V-53Т «Детройт» мощностью 232 л.с.;
усовершенствованная автоматическая трансмиссия с тремя передачами вперед и двумя назад;
новые радиаторы системы жидкостного охлаждения, глушитель, генератор;
дополнительные баки по бортам корпуса.
На вооружении сухопутных войск Швеции находится 335 танков, в основном модели Strv-103В. С 1989 г. в войска стал поступать танковый навесной 6-тонный катковый минный трал шведской разработки.

Выбранная схема компоновки и связанные с ней конструктивные особенности сделали Strv-103 уникальной машиной среди современных основных боевых танков. Он оказался первым среди западных машин основным боевым танком с автоматом заряжания и экипажем из 3 человек, единственным из всех танков этого класса, способным преодолевать водные преграды с помощью индивидуального плавсредства. В сочетании с малой заметностью, небольшими размерами и массой это привлекло широкое внимание к Strv-103В и вообще к безбашенной схеме.

В середине 70-х годов Strv-103В проходил испытания в США на полигоне Форт-Нокс. Летом 1973 г. шведский танк испытывался в Великобритании и в ФРГ.

Однако опыт учений шведской армии и зарубежных испытаний показал, что невозможность ведения прицельного огня с ходу является существенным недостатком танка в условиях современного маневренного боя и фактически снижает его огневую мощь. Ни повышение скорострельности, ни высокая маневренность на поле боя (возможность «челночного» движения, поворотливость, хорошая приемистость), ни совершенствование СУО не компенсируют этого недостатка. Фактически Strv-103 в современных условиях является очень удачной конструкцией самоходной 105-мм пушки, играющей прежде всего роль артиллерийского истребителя танков.

В начале 90-х годов шведское руководство приняло решение закупить новый основной танк за рубежом. В конкурсных испытаниях участвовали танки М1А2 «Абрамс», «Леклерк» и «Леопард-2-II». Судя по сообщениям зарубежной печати, именно немцы предложили лучшие условия поставки, а их машина превзошла на испытаниях американский и французский танки. С 1996 года планируется поступление «Леопард-2-II» в сухопутные войска Швеции.

 

Боевая и техническая характеристики танка Strv-103B

Боевая масса ............................ 39,7 т
Экипаж .................................. 3 чел.
Высота по крыше корпуса ................. 1900 мм
Пушка ................................... 105-мм нарезная
Боекомплект ............................. 50 выстрелов
Типы боеприпасов ........................ БПС, БКС, БФС, ДС
Дальномер ............................... лазерный
Баллистический вычислитель .............. электронный
Заряжание ............................... автоматическое
Дублированное управление огнем .......... от механика-водителя и
                                          командира
Пулеметы ................................ три 7,62-мм
Броневая защита ......................... монолитная
Дымовые гранатометы ..................... 8 шт.
Максимальная скорость ................... 50 км/ч
Запас хода по шоссе ..................... 390 км
Двигатели ............................... дизель жидкостного охлаждения и
                                          газотурбинный
Мощность двигателей ..................... 176 кВт (240 л.с.)+ 
                                          360 кВт (490 л.с.)
Трансмиссия ............................. гидромеханическая
Подвеска ................................ гидропневматическая
Гусеница ................................ с РМШ
Глубина преодолеваемой водной преграды .. 1,2 м, а также на плаву
                                          (после подготовки)

Related Post

Танк «Объект М906»Танк «Объект М906»

Танк «Объект М906», выпущенный в I квартале 1961 г. на ВгТЗ в одном опытном образце, предназначался для проведения ходовых испытаний по специальной программе для проверки конструкции корпуса машины, изготовленного из

Средний танк TAM, АргентинаСредний танк TAM, Аргентина

Особенностью танка ТАМ является переднее расположение МТО и ведущих колес, а системы охлаждения моторно-трансмиссионной установки в кормовой части корпуса. Отделение управления размещено в левой передней части корпуса, для изменения направления

Танк ПТ-76Танк ПТ-76

ПТ-76 с ПТРК 9К11 «Малютка» был создан для экспериментальной проверки возможности использования на танке управляемого оружия для поражения бронированных объектов противника на больших дальностях. Его разработали в конструкторском бюро ВгТЗ