103btrz.ru Бронетанковая техника Опытный средний танк КВ-13

Опытный средний танк КВ-13

Осенью 1941 года Вермахт приблизился к Москве практически вплотную. Была осаждена вторая «столица» СССР, Ленинград. РККА понесла за несколько месяцев первого года войны колоссальные потери в танках. Возможности их оперативной компенсации не существовало. Вся военная промышленность из европейской части эвакуировалась на Урал и в Сибирь.

Новые заводы строились здесь ударными темпами. Но достройка и оснащение каждого из них требовало времени от 1,5 до 6 месяцев. Но фронту танки нужны были «вчера».

Критическое положение сложилось с тяжёлыми КВ, которые отлично зарекомендовали себя в первых боях.

Чтобы исправить ситуацию, ГКО издал, 04.1041 постановление за номером 734. Согласно этому документу в составе НКТП создавался Уральский комбинат по производству тяжёлых танков КВ, на базе:

Челябинского тракторного завода (ЧТЗ);
Уральского завода тяжёлого машиностроения (УЗТМ);
Двигательного завода № 75;
Уральского трубного завода.
Данным постановлением ЧТЗ переименовали в ЧКЗ (Челябинский Кировский завод).

Название Уральский комбинат… не прижилось. Это мощное предприятие народ окрестил «Танкоградом». Именно под этим именем предприятие вошло в историю СССР. Уже в середине октября 1941 года на заводе было налажено серийное производство КВ. Но потребности фронта оно не удовлетворяло.

Дополнительными проблемами являлись сложность производства танка и его низкая эксплуатационная надёжность. За исключением толщины брони КВ, в боевом отношении, практически ничем не превосходил Т-34, который был значительно дешевле в производстве.

«Танкоград» должен был компенсировать прекращение выпуска танков на ленинградском Кировском заводе и увеличить их производство в 3-4 раза.

Чтобы решить подобную задачу, руководству НАТП можно было пойти двумя путями:

снизить трудоёмкость производства серийного КВ без изменения его конструкции;
проведение капитальной модернизации, которая позволит снизить время выпуска одного танка при сохранении технических и боевых параметров машины.

Гинзбург Семён Александрович

Второе направление активно поддерживалось начальником отдела ГК НКТП Семёном Александровичем Гинзбург. В качестве доводов в пользу своей точки зрения, он приводил следующий посыл. Существующая конструкция КВ отличается низкой технологичностью и, в имеющемся виде, его следует признать непригодным для серийного выпуска в военное время.

Гинзбург считал, что в военное время Т-34 и КВ необходимо заменить единым универсальным танком с массой до 32 тонн, бронированием выше 60-75 мм в лобовой проекции, который будет вооружён 76 мм танковой пушкой и двумя пулемётами.

По его расчётам крейсерская скорость подобного танка должна была составлять не менее 20-25 км/час (при максимальной от 45 км\час). Наличие подобного танка, по мнению Гинзбурга, обеспечивало решение комплекса задач:

снижение трудоёмкости производства боевой машины;
упрощение вопросов ТО и ремонта техники;
комплектацию и снабжение боевых частей.
малышев вячеслав александрович

Малышев Вячеслав Александрович

Занимавший, в то время, пост народного комиссара танковой промышленности СССР, Вячеслав Александрович Малышев, данную точку зрения полностью разделял. Но с оговоркой. Новый танк должен получиться проще в изготовлении и дешевле не только КВ-1, но и Т-34. А вопросы его освоения и запуска в серийное производство не должны сказаться на общем выпуске танков.

Сегодня нет точной даты поступления предложений ТТХ на «новый средний танк усиленного бронирования» в КБ ЧКЗ. Доподлинно известно, что в период с 6 по 11 декабря 41 года эскизный проект новой машины уже был рассмотрен представителем АБТУ РККА и ему было присвоено обозначение КВ-13.

Основные проекции танка КВ-13

Работы над проектом, на начальном этапе, возглавил главный конструктор ЧКЗ С. Махонин. Затем руководство перешло к ГК НКТП Ж. Котину.

Главным теоретиком разработки являлся ведущий инженер Кировского завода Н. Цейц. Корпус был создан конструкторами под общим руководством инженеров С. Мицкевича и К. Кузьмина. Вопросы общей компоновки были возложены на Г. Москвина.

На начальном этапе проекту было дано наименование «скоростной танк усиленного бронирования». В процессе его разработки требовалось решить следующие задачи:

С учётом полученных ТТТ были определены следующие базовые характеристики новой машины:

масса КВ-13 ориентировочно была установлена в пределах до 30 тонн;
скорость по шоссе – не менее 65 км/час;
лобовая броня должна была надёжно защищать машину от огня 88 мм зенитного орудия Вермахта, Flak 36/37.
Работы проводились в рамках программы «объект 233». Предложенная машина вызвала у представителей военных двойственное впечатление.

Объяснялось это «фантастическим» предложением конструкторов группы, возглавляемой С. Махониным, предусматривающим возможность:

замены 48 тонного КВ-1 на 30 тонный КВ-13, обеспечив, при этом, новый танк бронёй от 75 мм;
не использовать для работ броневой прокат значительной толщины.
Расчётная скорость была заявлена в пределах 60-65 км/час.

Фактически предложение содержало попытку угодить «и вашим – и нашим», учтя требования производственников и военных.

Согласно РПЗ, прилагаемой к проекту, после принятия на вооружение КВ-13 армия получала средний танк, имеющий бронирование тяжёлого, подвижность лёгкого и стоимость на 30% более низкую, чем у Т-34-76.

Related Post

The National Interest составило список лучших танков РоссииThe National Interest составило список лучших танков России

Американское издание The National Interest составило список самых лучших, по их мнению, российских танков. В рейтинге лучших танков оказались как современные российские боемашины, так и бронетехника времен СССР.

Бронетанковая техника ШвецииБронетанковая техника Швеции

Подполковник-инженер Е. Викторов (Зарубежное военное обозрение. — 1978. — № 10) По уровню развития бронетанковой техники Швеция занимает видное место среди капиталистических стран. Первые шведские танки были разработаны и начали

Тяжёлый огнемётный танк КВ-8СТяжёлый огнемётный танк КВ-8С

В СКБ-2 Кировского завода, эвакуированного в Челябинск (ЧКЗ) во второй половине 1942 года на базе тяжёлого танка КВ-1С разрабатывается огнемётный танк. Работы проходили под руководством Ж.Я. Котина.