103btrz.ru Танки Основной боевой танк PT-91 «Тварды»

Основной боевой танк PT-91 «Тварды»

В период между двумя мировыми войнами Польша создала свою собственную промышленность танкостроения. Государственные заводы снабжали армию бронеавтомобилями, танкетками и легкими танками. Однако после второй мировой войны, находясь в составе Варшавского договора, польская военная промышленность обязана была производить только танки, разработанные и принятые на вооружение в СССР. Их основным производителем стал машиностроительный комбинат «Бумар Лабэнды», а последними советскими танками, производившимися до 1993 г., были Т-72, которых поляки выпустили 1610 штук.

Однако не следует полагать, будто поляки просто тиражировали советскую конструкцию и ничего более. В Польше существуют две достаточно сильные исследовательские организации — Войсковой институт вооружения и техники и Центр исследования и проектирования механизмов. В них не только были созданы собственные, отличающиеся от советских, конструкции танкового тягача ВЗТ-3, учебного танка и танка управления Т-72М1К, но и предпринята глубокая модернизация Т-72, в результате которой появился образец нового основного боевого танка, получившего название РТ-91 «Тварды». В 1992 г. для всесторонних испытаний была построена опытная партия этих машин.

От своего прототипа танк «Тварды» отличается в первую очередь новой системой управления огнем СКО-1М «Драва», разработанной и изготовленной в Польше. Другой новый элемент — активная броня типа «Эрава-1» (однослойная) и «Эрава-2» (двухслойная). Подобную защиту от кумулятивных снарядов для Т-72 в свое время разработали и советские конструкторы, но «Эрава» расположена иначе и защищает большую поверхность. Кроме того, «Тварды» снабжены покрытием, поглощающим радиационное облучение, системой «Обра-4», предупреждающей об облучении танка лазером, 12-ствольной 81-мм системой пуска дымовых гранат «Туча» и одноствольной 80-мм системой пуска антилазерных гранат «Теллур». На башне установлено зенитное вооружение модели ЗУ-72. У водителя есть пассивный прибор ночного видения «Радомка». Дно под местом водителя усилено дополнительной броней. В конце 1994 г., с началом серийного производства, на РТ-91 начала устанавливаться французская система управления огнем «Savan-15T». Главное вооружение, трансмиссия и ходовая часть сохранены от Т-72, однако установлен новый польский 12-цилиндровый турбодизель S12U мощностью 625 кВт (2300 об/мин), с которым танк развивает скорость до 70 км/ч, причем в перспективе предполагается использовать более мощный, 735-киловаттный (т.е. 1000-сильный), агрегат.

Пробег танка с одной заправкой достигает 650 км.

РТ-91 предназначается в первую очередь для польской армии; однако, если будут желающие, они смогут купить этот танк примерно за 2 млн долларов. Поляки сознают, что «Тварды» — последняя возможность хоть в какой-то мере приспособить к сегодняшним требованиям конструкцию, принятую на вооружение еще в 1972 г. Но Польше нужен танк нового поколения, и работа над ним была начата в 1995 г. в надежде к середине 1998 г. произвести ходовые испытания прототипа, условно названного «Гориллой».

В отличие от РТ-91, «Горилла» будет иметь башню западного типа с почти вертикальными стенками, основную броню сверху должны прикрывать керамические бронеплитки и активная броня, защищающие от подкалиберных и кумулятивных снарядов, а также специальный слой для поглощения электромагнитного излучения. Двигатель — дизель мощностью порядка 1000 кВт. Основное вооружение российское: два пулемета, 125-мм гладкоствольное орудие с автоматическим заряжанием (способное также служить для пуска ПТУР 9М 119 «Свирь»), поражающее цели на расстоянии до 5000 м и пробивающее броню до 700 мм. Системы управления огнем и силовой агрегат вкупе с трансмиссией, разрабатываемые специально для «Гориллы», должны быть компьютеризованными. Поляки ищут возможность сотрудничества при создании этого 55-тонного танка с военной промышленностью Франции, Израиля и ЮАР.

Пока трудно сказать, начнется ли в перспективе замена устаревших РТ-91 «Гориллами» — ведь стоимость разработки новой машины соизмерена с расходами на создание лучшего западноевропейского танка «Леопард». Но закупать много современных танков — хоть на Западе, хоть на Востоке — ничуть не дешевле, причем в последнем случае страдает собственная промышленность.

(Л. Суславичус. От «Тварды» до «Гориллы» (по материалам журнала «АТМ») // Танкомастер. — 1997. — № 3)

Related Post

Танк «Объект М906»Танк «Объект М906»

Танк «Объект М906», выпущенный в I квартале 1961 г. на ВгТЗ в одном опытном образце, предназначался для проведения ходовых испытаний по специальной программе для проверки конструкции корпуса машины, изготовленного из

Опыт военного применения танка «Меркава»Опыт военного применения танка «Меркава»

Впервые танки “Меркава” Mk.1 были использованы во время боевых действий 1982 г. в Ливане. “Меркавы” продемонстрировали прекрасную боевую живучесть, тем не менее, снаряды 125-мм орудий сирийских Т-72 выводили из строя