38M Toldi

38M Toldi ВЕНГРИЯ

В марте 1937 года венгерское военное министерство купило у шведской фирмы «Ландсверк» легкий танк L-60 и провело его сравнительные испытания с немецким танком PzKpfw I. Шведская машина, которую сконструировал работавший в Швеции немецкий инженер О. Меркер, понравилась венграм больше, и они приобрели лицензию на ее производство. С технической точки зрения легкий танк L-60 был одним из лучших образцов бронетанковой техники своего времени.

Он имел хорошо разработанную индивидуальную подвеску катков, броневые листы с большими углами наклона и новейшие оптические приборы наблюдения и управления огнем. В феврале 1939 года военное министерство заказало 80 этих танков, названных 38. М «Толди» в честь национального героя Венгрии 14 века. Изготовление танков поручили венгерским фирмам «Ганц» и MAVAG. При этом в конструкцию танков сразу же был внесен ряд изменений: машины получили 20-мм пушку и 8-мм зенитный пулемет венгерского производства.

Из-за нехватки опыта и задержек поставок из Германии двигателей и оптических приборов дело продвигалось медленно, и лишь в мае 1940 года первые танки «Толди» поступили в войска. Выполнить же заказ полностью удалось только в марте 1941 года. Каждая из 4 венгерских моторизованных бригад получила по роте (18 машин) легких танков «Толди». Эти бригады участвовали в оккупации Трансильвании в сентябре 1940 года, и «Толди» показали себя не лучшим образом — у них обнаружилось много дефектов и недоработок. Моторы и элементы подвески выходили из строя примерно через 100 км пробега, но определенная доля вины лежала и на плохо подготовленных механиках-водителях.

После трансильванской операции «Толди» вернулись на заводы для ремонта. Несмотря на выявленные недостатки, весной 1941 года военные заказали еще 100 танков «Толди» с 20-мм аплицированной броней вокруг башни. Эти машины иногда называют «Толди» II. Заказ был выполнен в следующем году. В апреле 1941 года «Толди» участвовали во вторжении в Югославию, потом побывали на советско-германском фронте, где понесли огромные потери. В 1943 году уцелевшие машины перевооружили 40-мм пушками и назвали 38. М «Толди» ПА, а в 1944 году их переименовали в В.40 «Толди».

«Толди» был неплохим танком, скоростным, маневренным, с большим запасом хода, однако слабо бронированным. В силу этих качеств он годился только для ведения разведки. В 1940 году на удлиненном шасси «Толди» (оно стало на один опорный каток больше и на 0,66 м длиннее) началось производство нескольких десятков самоходных установок 40. М «Нимрод» с 40-мм автоматической зенитной пушкой «Бофорс», которая размещалась в открытой сверху башне кругового вращения, имевшей толщину бронирования 13 мм.

Вообще-то, сначала предполагалось, что это будут истребители танков, но в конечном итоге они оказались одними из наиболее удачных самоходных зенитных установок второй мировой войны, прикрывавших бронетанковые части от атак с воздуха. Всего было построено 46 ЗСУ «Нимрод». Они имели боевую массу 9,5 т и развивали скорость 35 км/ч. Экипаж ЗСУ состоял из 6 человек.

Related Post

«Леклерк»: первенец нового поколения«Леклерк»: первенец нового поколения

Виктор Березкин, Игорь Желтов (Танкомастер №2-3 за 1998 г.) Французское танкостроение послевоенных лет нельзя отнести к числу мировых лидеров. Хотя бронетехника производилась французскими фирмами во внушительных масштабах и находилась на

«Озорио» ЕЕ-Т1, ЕЕ-Т2 — основной танк, Бразилия«Озорио» ЕЕ-Т1, ЕЕ-Т2 — основной танк, Бразилия

В начале 80-х годов прошлого века специалисты бразильской фирмы ЭНЖЕСА приступили к разработке танка, в конструкции которого предполагалось использовать башню с вооружением английского опытного танка «Вэлиант», а также западногерманские дизельный

Основной танк Leclerc, ФранцияОсновной танк Leclerc, Франция

Французское танкостроение послевоенных лет нельзя отнести к числу мировых лидеров. Хотя бронетехника производилась французскими фирмами во внушительных масштабах и находилась на вооружении многих стран мира, в том числе европейских (особенно